Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Поиск по сайту

Главная Новости Новости филиалов Миры братьев Стругацких (0+)
Миры братьев Стругацких (0+)
16.04.2023

15 апреля 1933 года в Ленинграде появился на свет мальчик Борис, которого мы знаем как знаменитого фантаста. Говорить про Бориса Натановича Стругацкого — это все равно, что говорить про Вильгельма Гримма отдельно от Якоба Гримма. В читательском сознании они c Аркадием давно стали единым целым.

Причём так было ещё при их жизни: жена Бориса как-то услышала о себе: «Вот идёт жена братьев Стругацких». Борис Стругацкий был младшим братом Аркадия.

Легенда гласит, что писать вместе братья начали на спор. После армии Борис приехал в Ленинград к Аркадию. Братья гуляли и на два голоса ругали советскую фантастику за полное отсутствие фантазии. Жена Бориса слушала это и предложила написать что-нибудь, раз уж они такие умные. Они и написали — «Страну багровых туч», довольно традиционную ещё советскую фантастику. Первый опыт Борис не жаловал, говорил про него: «Наш первый ребенок. Неуклюжий и нелюбимый». Ещё одна легенда: москвич Аркадий и ленинградец Борис ехали навстречу друг другу и на полпути, в Бологом, напивались чаем (а то и ещё чем) и творили.

А писали братья действительно вместе — иногда, по признанию Бориса, буквально за одним письменным столом, пробуя «друг на друге каждое слово». Так и получилось, что в их книгах трудно найти, где Борис, а где Аркадий. Увидеть можно лишь небольшие детали. Скажем, многие поклонники считают, что благодаря Аркадию в романах появилась японская поэзия — в том числе заглавная «Улитка на склоне» из творчества Кобаяси Исса.

Если знакомиться с творчеством Стругацких, то легко заметить, как мрачнеет их взгляд на мир. Уже в оптимистической «Стране багровых туч» появляются персонажи так называемого «Жилинского цикла»; так в 1965 году, выйдут «Хищные вещи века» — почти что антиутопия, напоминающая о романе Хаксли «О дивный новый мир». Реальность отказывалась стремиться к светлому будущему.

Но удивительным образом это не сделало братьев пессимистами. Борис как-то сказал: «Этот мир, конечно, не добр, не светел и не прекрасен, но и не безнадёжен, — он способен к развитию».

И вот эта способность к развитию оказалась для него главной ценностью. И средневековье в «Трудно быть богом», и диктатура Саракша, и чуть наивная утопия «Понедельник начинается в субботу» живы по одной причине: герои этих книг не прекращают попыток делать мир лучше, даже если мир сопротивляется.

Когда в 1991 году Аркадия не стало, Борис опубликовал два романа под псевдонимом С. Витицкий. В середине девяностых вышел «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики», в 2003-м — «Бессильные мира сего». Оба романа — сложные, мрачные. Романы однозначно дали понять: Борис Стругацкий был не просто дополнением к старшему брату, а самостоятельным большим писателем.

Последние годы жизни он провёл в родном Петербурге, работая над переизданиями книг, переписываясь с биографами, вёл семинары для молодых фантастов, заседал в жюри премий, заведовал альманахом «Полдень. XXI век» и отвечал на бесконечные вопросы поклонников.

В одном из последних интервью Борис Натанович сказал: «Я думаю, что писатель не Наставник и, тем более, не Учитель. Задача писателя — вызвать сопереживание. Удалось — хорошо. Не получилось — все труды зря». Он точно знал: научить читателя ничему нельзя. А вот вызывать сопереживание — можно и нужно.