Один из известнейших в наше время писателей XIX века, Стендаль (1783-1842) был почти не замечен современниками.
Между тем его произведения стали важной вехой в развитии психологического романа.
Мари-Анри Бейль (взявший потом псевдоним Стендаль) родился 23 января 1783 г. во французском городке Гренобле. Его мать умерла, когда Анри исполнилось 7 лет. Воспитанием мальчика занимались отец (юрист Шерюбен Бейль) и тётя. Но отношения с ними у Анри так и не сложились. Больше всего Анри любил дедушку, вольтерьянца и демократа, который серьёзно повлиял на его личность. Именно он дал внуку прекрасное начальное образование, благодаря чему Стендаль проучился в школе только 3 года.
Мари-Анри Бейль, взявший литературный псевдоним Стендаль, служил Наполеону, но больших чинов не достиг и довольствовался скромной ролью интенданта. Всю жизнь был небогат. Был несчастлив в любви: он обожал чужую жену, а та его не любила, да ещё и умерла. Он был чужим в своём времени: его не устраивал ни режим Наполеона, ни реакционная реставрация, ни торгашеская Июльская монархия.
Стендаль жил мечтой: любовью к Италии, её искусству, творчеству и тратил много сил на преодоление житейской рутины. Именно в Италии началась его литературная деятельность. Первые книги Стендаля посвящены музыке, живописи, архитектуре и, конечно же, любви.
Сюжет для своего наиболее известного романа – «Красное и чёрное» - был почерпнут из «Судебной газеты». История реального Антуана Берте, гувернёра в семье провинциального дворянина, стрелявшего из ревности в бывшую любовницу, найдет своё отражение в судьбе талантливого плебея Жюльена Сореля. Стендаль сумел поднять обыденное уголовное преступление на уровень историко-философского исследования французского общества XIX века. Выпуск романа прошёл незамеченным. Лишь три великих писателя по достоинству оценили роман – это Гёте, Бальзак и Пушкин.
В основу второго великого романа «Пармская обитель» легла старинная рукопись, повествующая о похождениях папы римского Павла III Фарнезе. Герои романа жизнелюбивые, страстные, защищающие своё человеческое достоинство в обстановке неограниченного произвола властей. Интересен факт, что данное произведение написано за 52 дня. На роман был только один отзыв – восторженная статья Бальзака.
Это можно отнести к одному из парадоксов судьбы Стендаля. Бальзак, Дюма и другие писатели современники Стендаля были популярны. А он, несмотря на то, что его биография была полна настоящих, невыдуманных приключений – Стендаль стал свидетелем московского пожара 1812 года и отступления Наполеона из России, в Италии писатель был близок к заговорщикам-карбонариям – прожил жизнь, полную не внешних, а внутренних, духовных событий.
И лишь в ХХ веке писателя оценили по достоинству. Тот, кто ищет смысл в литературе, кто ценит тончайший психологизм в раскрытии героев, всегда найдёт в его книгах Стендаля.
Произведения известного автора можно взять в ухтинских библиотеках. |