Одно время в СССР были очень популярны звуковые письма и открытки: за умеренную плату небольшие студии звукозаписи, записывали голос клиента, желавшего передать необычный привет кому-нибудь из родственников-знакомых; затем запись накладывали на лёгкий музыкальный фон и вручали заказчику гибкую пластинку с его звуковым посланием.
Вот примерно в таком же формате, только намного интереснее, насыщеннее и разнообразнее в информационно-развлекательном плане выходил богато иллюстрированный журнал «Кругозор» — ежемесячный общественно-политический, литературно-музыкальный с гибкими пластинками.
Издавался в СССР, России в 1964–1993 гг. Гибкие диски печатались на приобретённой во Франции специальной машине.
Одним из основателей журнала являлся Юрий Визбор, проработавший в нём 7 лет с момента открытия.
Первым главным редактором «Кругозора» был Борис Михайлович Хессин, впоследствии глава телевизионного объединения «Экран».
Название для журнала придумал писатель Лев Кассиль (до этого в служебных документах журнал проходил под названием «Импульс»).
Темой номеров журнала были документально-хроникальные и художественные звукозаписи, воспроизводившие выступления государственных, общественных деятелей, мастеров искусств, а также лучшие образцы классического и современного искусства, народного творчества, новинки литературы, музыки, театра, эстрады.
В журнале постоянно издавались песни в исполнении звёзд советской эстрады: И. Кобзона, В. Ободзинского, С. Ротару, А. Пугачёвой и многих других, популярных ВИА («Песняры», «Самоцветы», «Пламя» и т.д.), и, кроме того, многих выдающихся зарубежных исполнителей, спрос на работы которых в Советском Союзе существенно превышал предложение.
Периодически издавались тематические и специальные выпуски «Кругозора» на русском, английском, немецком, японском и других языках. Первая в СССР звуковая книга (о Ленине) была издана «Кругозором».
В журнале было 16 страниц, 4 страницы обложки, на которых также размещался текст, и 6 гибких двусторонних пластинок разного цвета: белые, голубые, серые, красные... Изначально предполагалось, что поклонники этого журнала будут слушать аудио приложения, устанавливая на проигрыватели журнал целиком. Именно по этой причине «Кругозор» имеет характерное круглое отверстие в центре обложки и каждой своей страницы.
Востребованность «Кругозора» была довольно высокой: журнал издавался полумиллионными тиражами — для настоящего времени это просто неслыханная цифра! Так же хорошо было воспринято потребителями и детское приложение к изданию — журнал «Колобок» (выходило с 1968 г.), с публикацией сказок, рассказов, стихов и песен, как на страницах издания, так и на гибких пластинках-вкладышах.
С 1988 года изменился формат журнала: с «квадратной» формы стал близким к формату А4.
В 1991 году журнал вместо гибких пластинок начал комплектоваться аудиокассетой.
В 1973 году тираж журнала составлял 450 тыс. экземпляров, в 1983 г. – 500 тыс., а весной 1991 г. – всего 60 тыс. экземпляров. Во второй половине 1992 г. – снижение тиража до 15 тыс. экземпляров, а в 1993 г. журнал был закрыт из-за финансовых трудностей. |