Гундыр – традиционный образ сказочного чудовищного великана с тремя, шестью, девятью, двенадцатью головами.
В фольклоре коми-зырян Гундыр чаще всего имеет человеческий облик, ездит на коне, живёт в доме, во дворце, выполняет хозяйственную работу.
Вероятно, под влиянием русского фольклора с 40-х годов ХХ в. иногда начинает представляться гигантским змеем, драконом. Перед битвой выдувает гумно длиной в столько вёрст, сколько имеет голов.
Гундыр носит железную рубашку, приходит ночью, обитает под водой, под землёй, в горе, на горе, на небе. Чаще всего выходит из-под воды или прилетает в виде сьöд кымöр «чёрной тучи», лöз ру «синего тумана», сьöд тшын «чёрного дыма».
Гундыр является отрицательным персонажем в мифологии коми. В сказках выступает всегда как противник главного героя.
Его часто называли хозяином определённого места: озера, моря, горы. Сюжет сказок часто завязан на том, что он сторожит волшебное богатство или предмет. Он – похититель чужих жён, невест; часто – муж, сын, зять Ёмы. |