Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Поиск по сайту

Главная Новости Новости центральной библиотеки Справочно-библиографическое обслуживание в новой информационной среде
Справочно-библиографическое обслуживание в новой информационной среде
18.11.2011

Компьютерные технологии, изменив жизнь человечества, изменили и жизнь библиотек. Компьютеризация, о которой так много и страстно говорилось, хоть с опозданием, но пришла в библиотечное дело России. Отсутствие компьютеров и интернета в наших сельских библиотеках сегодня воспринимается как временное досадное явление. Компьютер в библиотеке сегодня это средство комплектования фонда, это новый справочный аппарат, это новые формы обслуживания читателей. Да и самими читателями использование компьютерных технологий сегодня воспринимается как необходимое условие библиотечного сервиса.

Как бы мы не радели за традиционные источники информации, но востребованность библиотеки сегодня зависит от умелого применения новых информационных технологий. Не конкурировать с интернетом, а использовать его возможности для качественного обслуживания читателей - такую стратегию действий выбрали сегодня библиографы Сектора общей библиографии Центральной библиотеки.

15 ноября в Центральной библиотеке прошел семинар «Справочно-библиографическое обслуживание в новой информационной среде». Библиографы Центральной библиотеки, организовавшие семинар поделились со своими коллегами – библиотекарями филиалов опытом работы в новых условиях, рассказали об инновационных методах и формах библиографического обслуживания.

Именно библиографическая деятельность сегодня подвергается наиболее глубокой и быстрой трансформации. Человек, раз севший за руль автомобиля, уже не может с прежним “наслаждением” пользоваться услугами общественного транспорта. Так же и библиограф, вкусивший все возможности новых технологий, уже не в состоянии возвращаться в прежнюю среду обитания, состоящую только из карточных каталогов и пожелтевших указателей.

Новые информационные технологии воздействуют, прежде всего, на базу всей библиографической работы – справочно-библиографический аппарат библиотеки. Электронные справочные издания, электронные каталоги крупнейших российских библиотек и библиографические и полнотекстовые базы данных интернета влившись в традиционный справочный аппарат, значительно повысили его эффективность. Простота использования, низкая трудозатратность , и в тоже время большая глубина поиска приводит к тому, что интернет становится достойным источником выполнения библиографических и фактографических справок. А значит и повышается качество обслуживания наших ухтинских читателей.

Многие новые информационные технологии уже активно используются в ежедневной работе библиографов Центральной библиотеки. С июня на сайте библиотеки действует Справочная виртуальная служба, при поиске литературы для читателей библиографы кроме собственных каталогов, картотек и баз данных используют электронные каталоги крупнейших российских библиотек, научно-технической библиотеки УГТУ, Национальной библиотеки Республики Коми. При выполнении сложных фактографических запросов используются и традиционные и электронные справочные издания.

На семинаре обсуждались и теоретические и практические вопросы справочного обслуживания читателей. Были проведены обучающие консультации по определению типов справок, методике их выполнения и учета, по библиографическому описанию электронных ресурсов, по использованию наглядных средств обучения читателей поиску в электронном каталоге, по подготовке электронных презентаций в массовом обслуживании читателей. Для библиотекарей созданы методические пособия по теме семинара.