Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Поиск по сайту

Главная Клуб "Краевед" Доклады К вопросу присоединения Коми края к Московскому государству

Л.Г. Борозинец,
доклад от 28.06.2013

К вопросу присоединения Коми края к Московскому государству

Вопрос о присоединения Коми края к Московскому государству не является простым. В настоящее время существует два варианта решения этого вопроса. Первый состоит в том, что время вхождения Коми края в Московское государство относится к периоду правления Дмитрия Донского (свыше 600 лет назад). С этим мнением впервые выступил Г. С. Лыткин, который обосновал его в своей книге «Зырянский край при епископах Пермских и зырянский язык. 1383-1501.- Санкт-Петербург, 1889». В настоящее время ученые Коми научного центра склоняются к этому мнению.

Второй вариант содержит рассказ о включении Коми края Иваном III после разгрома Новгорода и присоединения его к Москве. Все Новгородские земли и Коми край, после этого события были присоединены к Московскому государству.

Таким образом, существуют два мнения, достаточно обоснованных, о вхождении Коми края в состав Московского государства. Поэтому мы вынуждены достаточно подробно рассмотреть два этих варианта.

Рассмотрим первый вариант. Особое место в Московской истории занимает период правления Дмитрия Ивановича Донского (1359-1389). Начало правления Дмитрия Ивановича относится к 1359 году. В этом году умер его отец Иван Иванович Красный (1353-1359). Дмитрию в это время шел девятый год. Этим воспользовался Суздальско-Нижегородский князь Дмитрий Константинович. Он добился ярлыка у Золотой Орды на великое княжение Владимирское, хотя до этого руководство Владимиро-Суздальским княжеством осуществляли Московские князья. Владимирский престол принадлежал вначале Ивану I Калите, Семену Гордому и отцу Дмитрия – Ивану Красному, который правил с 1353 по1359 год. И поэтому Московское боярство и церковные власти, возглавляемые Митрополитом, привыкли управлять одновременно Московским и Владимирским княжеством и осуществлять общий контроль во Владимиро-Суздальском государстве. Поэтому, естественно, Московские бояре и представитель церковной власти Митрополит Алексий, который только в 1353 г. приступил к своей деятельности, не захотели уходить из Москвы и Владимира. Ведь только предшественник Митрополита Алексея Феогност, который возглавлял церковь с 1328 по1353 год, будучи Митрополитом, окончательно переселился из Владимира в Москву, где утвердил свою резиденцию. И его приемник Алексий по происхождению русский, совсем не хотел уходить из Москвы и всеми своими силами выступил против передачи власти на Северо-Восточной Руси нижегородскому князю. Но только в 1362 г. усилиями Алексия и московских бояр удалось получить ярлык от Золотой Орды на великое княжение Владимирское. Эта борьба продолжалась до 1366 г., когда нижегородский князь Дмитрий Константинович окончательно отказался от великого княжения Владимирского и передал его Москве.

В это же время князь Дмитрий возмужал и вступил в правление. И первым делом, в течение двух лет, построил каменный Кремль. В 1367 г. Кремль был построен. Это укрепление Москвы позволило в свое время отбить два похода литовских князей. Они не смогли взять Москву, и были вынуждены отказаться от попыток присоединить Владимиро-Суздальские княжества к своим владениям. Но в целом борьба за Владимирский престол Московского князя не закончилась.

Теперь появился другой князь, который стремился его занять. Это был Тверской князь Михаил Александрович. Ему в 1371 году удалось получить от Золотой Орды ярлык. Но жители Владимира, привыкшие к Московскому правлению, не пустили его в город, и Хан Золотой Орды вынужден был снова вернуть ярлык великому князю Дмитрию. Но на этом борьба не закончилась и с 1375 г. началась Московско-Тверская война. Москва имела превосходство в силах, к ней присоединились Ярославль, Ростов, Суздаль и Великий Новгород. Тверь была осаждена, а затем капитулировала. Был заключен очень важный договор, в котором впервые Владимирский престол был объявлен вотчиной Московских князей и терял титул верховного княжества. А Михаил Тверской признал себя младшим братом Московского князя.

В 1374 г. в Переяславе-Залесском этой войне предшествовало собрание большинства князей и бояр Северо-Западной Руси, на котором они решили объединиться не только для того, чтобы Московское княжество было ведущим, но и приготовиться к борьбе с Золотой Ордой. Дело в том, что Золотая Орда переживала смуту. За последние 20 лет там сменилось свыше 20 ханов. И, в конце концов, власть захватил темник Мамай. Он свергал и назначал ханов и фактически восстановил могущество Орды. В условиях распада Орды русские сумели напасть на Золотоордынские территории, и под руководством воеводы Дмитрия Боброка в 1377 г. захватили город Булгар и взяли с татар контрибуцию. Но борьба продолжалась. Мамай направил на русские земли татарские войска и на реке Пьяне татары разгромили русские войска. Это заставило Дмитрия вмешаться и на реке Воже в Рязанской земле, разбить отряды Бегича. Естественно, Мамай не хотел больше терпеть своеволия русских и решил двинуть войска на Москву.

К 1380 г. великому князю Дмитрию удалось собрать большое войско, в котором участвовало большинство русских князей, и двинуться навстречу Мамаю. В этом походе не участвовали тверской и нижегородские князья. 8 сентября 1380 г. у речки Непрядва, впадающей в Дон, произошла великая Куликовская битва, в ходе которой Мамай был разгромлен и бежал, пытался скрыться в Крыму, но там был убит.

Но освобождения от татарского ига не произошло, власть в свои руки взял хан Тохтамыш. Он решил взять реванш за разгром на Куликовском поле и в 1382 г. с войсками вторгся на территорию Северо-Восточной Руси и осадил Москву. Великий князь бросился собирать силы на Север, а нижегородские князья, шедшие вместе с татарами, уговорили москвичей открыть ворота, сославшись, что татары грабить Москву не будут, а только поищут великого князя Дмитрия. Ворота были раскрыты и татары разграбили и сожгли Москву. Дальше Тохтамыш не пошел и согласился на уплату дани. Таким образом, иго выло восстановлено.

Исходя из всех этих обстоятельств, перед Дмитрием встала важная задача искать средства для восстановления русских сил. И здесь, опираясь на могущество православной церкви, великий князь изыскивает средства для восстановления своего могущества. Одним из таких путей был Великий Устюг, через который в Москву шли пушные богатства собольих и бобровых мехов. И было задумано расширить контроль поступления этих богатств, с помощью Вычегодского края, и использовать христианское вероучение для распространения православия среди зырянских племен. Так возникла экономическая основа великой миссии Стефана Пермского в глубину Вычегодского края и закрепления там христианского вероучения.

Одновременно с формирующимся Северо-Восточным русским обществом начинает складывается новое единство взглядов, мнений и настроений. И в ХIV в. из Владимиро-Суздальской Руси начинает складываться единство идеологии. В начальной части оно носит религиозный, православно-христианский характер. В религиозном плане оно состояло в постепенном становлении самостоятельной Московской митрополии, когда глава церкви, в условиях татаро-монгольского нашествия покинул Киев, как религиозный центр, и переместился в Северо-Восточную Русь, сначала во Владимир, а затем в Москву.

С одной стороны, на основе Византийско-Киевской идеологии начинает постепенно формироваться другая идеология, свойственная лесному краю. Можем ее назвать Московской. Серьезную роль здесь играет и государственная идеология, связанная с княжеской властью. В глухих лесных дебрях возникают новые города: Москва, Переяславль-Залесский, Галич, Кострома и многие другие. Формируются и новые княжества: Тверское, Московское, Переяславское и т.д. Здесь местному населению начинают угрожать действия завоевателей с Западной Европы и с Востока. Из двух угроз, угрожающих русскому населению в ХIIIв. наиболее опасная оказалась западноевропейская. Дело в том, что крестовые походы, выходящие из Западной Европы, вначале ХIII в., развернулись в Прибалтике. И главная опасность этих крестовых походов состояла в том, что помимо захвата территории местному населению навязывалась католическая религия, совершенно не подходящая к православному миросозерцанию.

Таким образом, местное население, должно было забыть свое мировоззрение, сложившееся в условиях лесного Севера.

В то же время, с другой стороны, Северо-Восточная Русь была частично завоевана татаро-монгольским нашествием. Но татаро-монгольское нашествие, будучи языческим, спокойно относилось к местному населению, и не навязывало свои идеологические, религиозные планы. Поэтому православная церковь могла активно действовать среди местного населения. В результате такого положения часть князей, начиная с Александра Невского, а затем и Иван Калита, идет на своеобразный союз с татаро-монгольскими завоевателями, ханами Золотой Орды. И все свое направление отпора крестоносцам обращает на Запад.

В результате натиск крестоносцев был остановлен. Это сделали Владимиро-Суздальская и Новгородская Русь. Поэтому здесь и сформировалось своеобразное православное религиозное учение. В религиозном мировоззрении на первый план был выделен культ Троицы и одновременно культ Божьей матери, как заступницы верующих людей. Это не отрицает постепенно зревшего в русских княжествах отпора татаро-монгольскому господству.

В начале ХIV в. Русь пережила татарские набеги. Особенно тяжелым был разгром Твери и ряда других княжеств. Все это породило в идеологическом плане формирование пустынничества, уход части населения в глухие леса, где монгольской коннице было невозможно достать местное население. Здесь верующие люди начали создавать монастыри, которые становились центрами религиозного и общественного сознания. В этих монастырях складывалось общежитие людей, основанное на труде. Оформлялась и новая монастырская система, которая отрицала выделение индивидуальности, а требовала совместной общественной жизни, совместного питания и совместного труда.

Наиболее ярким представителем этого направления стал Сергий Радонежский (1314-1392). А к 40-м годам ХIV в. выросло поколение, которое начало отвыкать от страха ордынского, от нервной дрожи отцов при мысли о татарине. Поэтому и сыну Ивана Калиты, Симеону, современники дали прозвище гордого. Так писал об этом известный ученый В. О. Ключевский. [1]

В 40-е г. ХIV в. молодой инок (монах) Сергий из города Радонежа ушел в дремучий лес и там построил маленькую деревянную келью, и такую же маленькую деревянную церковь во имя божественной Троицы. И к нему начали приходить верующие люди. Впоследствии здесь сложился знаменитейший русский Троице-Сергиев монастырь. И Сергий Радонежский стал ведущим теоретиком религиозного учения. Он тесно общался с митрополитом Московским Алексием и был духовным наставником Стефана Пермского.

Именно преподобный Сергий Радонежский, как духовный и церковный авторитет, благословил Дмитрия Ивановича, великого князя Московского и Владимирского на битву с монголо-татарами- на Куликовом поле в 1380 г. и предсказал ему победу.

В то же время Сергий Радонежский сыграл главную роль в формировании Пермской епархии на реке Вычегде при Дмитрии Ивановиче Донском. Русская православная церковь в лице митрополита Алексия и Сергия Радонежского, а также и сам князь Дмитрий Донской, принимали участие в формировании Пермской епархии. И всесторонне поддерживали Стефана Пермского.

В XIII – XV вв. развернулась упорная борьба за пушные богатства северо-востока Европейской России между господином Великим Новгородом и Владимиро-Суздальским и Ростовским княжествами. Уже в XIII в. Происходили столкновения новгородцев, идущих с низовьев Северной Двины, с ростовчанами, собиравшими дань с местного населения на реках Сухоне и Вычегде. В то же время монголо-татарское завоевание и частые набеги баскаков Золотой Орды, собиравших дань с русских земель, вынудили переселяться жителей Рязанского и Владимирского и многих других русских княжеств в глухие, не доступные для монголо-татар леса, в бассейн Северной Двины, на реки Юг, Сухону и даже в низовья Вычегды. В XIV в. среди Владимиро-Суздальских княжеств постепенно усиливалась роль Москвы, которая подчинила себе Суздаль и Ростов. Воспользовавшись покровительством хана Золотой Орды, Московский князь Иван Калита в 1332-1334 гг. получил право собирать дань для Золотой Орды «с пермские люди» и, в связи с этим, распространить свое влияние на Пермь Вычегодскую. К концу XIV в. Московское княжество полностью установило контроль над бывшей Ростово-Владимирской Русью. В этом процессе князю активно помогала православная церковь во главе с митрополитом.

К концу XIV в. усиливался поток русских поселенцев в западную часть Коми края, среди которых были православные миссионеры, занимавшиеся крещением местного зырянского населения. Все это укрепило позиции Московского княжества в Двинских и Вычегодских землях. При Великом князе Дмитрии Донском Московским и Владимирским произошел решающий шаг – христианизация Коми края, то есть распространение вместо язычества христианской православной веры среди Перми Вычегодской. Это был важный этап в истории коми-зырян. Возглавил этот процесс православный священник, впоследствии епископ, Стефан Пермский. В древней надписи сказано: «Св. Стефан епископ, родом был Великой России, града Устюга, сын клирика соборной церкви св. Богородицы именем Симеона и матери Марии». Город Устюг был в то время перекрестком торговых путей, который вел на Европейский Север из Владимиро-Суздальской Руси в Зырянский край, богатый пушниной. Поэтому здесь были широко известен наряду с русским зырянский язык. Отец и мать, заметив в сыне дарование с юных лет, отдали сына обучаться грамоте у знающих людей. За один год, обучившись чтению и пению, он стал чтецом при соборной церкви, где служил его отец. У него возникло желание удалиться от мира, и он отправился в Ростов, кафедральный город своей епархии, и вступил в монастырь Св. Григория Богослова, где был пострижен в монашество под именем Стефана. В монастыре он учился греческому, восточным языкам и Богословию. Большое влияние на его мировоззрение оказали митрополит Алексий и епископ Арсений. Под их руководством он приступил к разработке зырянской азбуки и переводу на зырянский язык богослужебных книг. К 1375 г. новая азбука была составлена. По инициативе Великого князя Дмитрия в 1379 г. Стефан начал свою проповедническую деятельность в Коми крае с нижней Вычегды в Пыросе (в районе современного Котласа) и на реке Вылядь. Затем он поднялся вверх, и в 1380 г. дошел до реки Выми, и здесь, в устье Выми, им был основан городок и поставлена церковь Благовещения Богородицы и кельи. Так возникло село Усть-Вымь, ставшее резиденцией Стефана. Со стороны части зырян он встретил ожесточенное сопротивление. «Много зла потерпел от неверных пермян», – говорится в древних текстах. Озлобления, ропот, брань, хула, укоры, угроза смерти «обступали его с двух сторон и кругом с дубинами и длинным палками, желая нанести смертельные удары». Но Стефана защищали воины, направленные Великим князем. Попытка местного вождя Пама, сотника, взять штурмом Усть-Вымь, провалилась. Его отряд был разбит. Большинство новокрещенных пермян не пожелали признавать жрецов языческих культов и местной племенной знати. Пам был «посрамлен и изгнан из Пермской земли из роду и племени». В 1383 г. Стефан вернулся в Москву. Количество христиан в Пермском крае значительно возросло, что требовало формирования своего управления. Надо было строить новые церкви, освящать их, готовить священнослужителей, посвящать их в сан священников и решать множество других вопросов. Необходим был Пермской земле свой епископ, и митрополит Пимен, он тогда возглавлял Владимирскую епархию, и Великий князь Дмитрий Донской остановили свой выбор на Стефане. Была учреждена новая Пермская епархия во главе со Стефаном, епископом Пермским. В 1384 г. он вернулся в Пермские земли, одаренный князем, митрополитом, боярами и прочими людьми, и продолжил ставить церкви и организовывать монастыри и громить языческие кумирницы.

Создание Пермской епархии на Вычегде и Выми обеспокоило новгородцев, и в 1385 г. в эти земли было отправлено войско, но пришедшая на помощь Стефану устюжская дружина разбила новгородский отряд «под Черной речкой под Солдором». В следующем 1386 г. новгородцы повторили набег на волости Устюжские и Вычегодские, Дмитрий Донской разбил их и волости вернул себе. В этом же году Стефан Пермский сам отправился в Новгород. Он вступил в переговоры с новгородцами, поддержал их в борьбе с ересью стригольников и получил от них заверение, что нападений больше не будет. В последующие годы Стефан Пермский выступал не только как проповедник христианства, но и как государственный деятель, фактически – правитель значительной части Коми края. В 1396 г. он приехал в Москву для участия в церковном совещании, но занемог и 26 апреля скончался, его похоронили в Московском кремле. Преемники Стефана, епископы Пермские: Иона, Герасим, Питирим – продолжали распространение христианства среди пермян. Заслуга Стефана очень велика: он способствовал включению Перми в состав формирующегося Русского государства, его просвещению с помощью «грамоты пермской», пробуждению зырян к христианской православной культуре.

В настоящее время возникла идея праздновать юбилей присоединения Коми края к Московскому государству. Представители Коми научного центра выдвинули новую дату этого присоединения -1363 г. Но, к сожалению, эта дата не совсем удачна в историческом плане. Во-первых, Московского государства в то время не существовало, а Дмитрий Донской, будучи великим князем Московским и Владимирским стремился закрепить господствующее положение Москвы в Северо-Восточной Руси во главе с городом Владимиром. В эти годы ему пришлось вести упорную борьбу с Тверским княжеством, Литовско-Русским государством и развертывать борьбу с Монголо-Татарским государством за свою самостоятельность. И именно на фоне этой борьбы возникает тяга Московского княжества за контроль над Северными Вычегодскими землями коми-зырян. Именно на этом фоне разворачивалась деятельность Стефана Пермского. По данным историка Буганова, удалось приблизительно восстановить годы жизни Стефана Пермского - 1339-1396 гг. Таковы обстоятельства, которые говорят нам об участии Стефана Пермского в присоединении части Коми края к формирующемуся Московскому княжеству, которое впоследствии превратилось в Московское государство. Поэтому и не получается дата присоединения – 1363 год. Ведь под контроль Московского княжества перешла не вся территория Коми края, а всего лишь Вычегодская часть до Усть-Выми, где и был сооружен городок Усть-Вымь первого епископа.

Второе мнение о присоединении Коми края к Московскому государству относится к ХV в., к времени правления Ивана III, который впервые объявил себя государем всея Руси вместо великого князя Московского и Новгородского. Общеизвестно, что Иван III покончил с монголо-татарским игом в 1480 г. Во-вторых, он сумел объединить вокруг Москвы большинство русских княжеских земель. В 1371 г. разбил новгородское войско, и в 1378 ликвидировал самостоятельность Новгорода и включил его в состав Московского государства, в результате чего и коми земли полностью вошли в его состав.

Вот поэтому при великом князе Московском Иване III (1462-1505) и осуществлялось присоединение Коми края.

Во второй половине ХV в. при Великом князе Московском Иване ІІІ (1462-1505 гг.) происходит окончательное включение Коми края в состав Русского государства. Правление ИванаIII – важный период средневековой истории России. Он в основном завершил объединение земель северо-восточной Руси вокруг Москвы. В 1474 г. удалось полностью включить в состав Московского государства Ростовское княжество с Усть-Югом и тем самым окончательно закрепиться на реках Сухоне, Северной Двине и Вычегде. Одновременно развертывалась борьба за полное подчинение Великого Новгорода Москве. В 1471 г. новгородское войско потерпело сокрушительное поражение от московского князя на реке Шелонь. Великий Новгород признал зависимость от Москвы, а в январе 1478 г. Новгородское государство перестало существовать. Ликвидировано вече и вечевой колокол, символ государственной власти был увезен в Москву. Все новгородские земли на Европейском Севере окончательно вошли в состав Московского государства. В 1480 г. Ивану ІІІ удалось покончить с монголо-татарским игом. Была полностью ликвидирована зависимость северо-восточной Руси от Золотой Орды, а скоро, в 1502 г., и окончательно распалось золотоордынское государство.

Положение пермских земель в ХV в. оказалось сложным. С одной стороны, еще в начале века новгородцы стремились сохранить контроль над землями по Вычегде и Сухоне и даже захватили и разграбили Устюг. С другой стороны, с 1432 г. пермские земли с его епископом оказались втянутыми в Междоусобную войну, развернувшуюся в Московском княжестве между Великим князем Московским Василием ІІ и его двоюродным братом Василием Юрьевичем, князем Галицким, а затем и Дмитрием Юрьевичем Шемякой, который в 1450 г. захватил Устюг и обеспечил контроль над Пермью Вычегодской. Но в 1453 г. Московское войско освободило Устюг, и Москва восстановила контроль над пермскими землями. Пермские епископы из их центра, городка в Усть-Выми, продолжили свою миссионерскую деятельность по христианизации Коми края. В 40-е гг. владыка Питирим крестил пермян на реке Вашке и, таким образом, закрепил за христианством Удорский край. Но южные границы Коми края оказались незащищенными. Они подвергались набегам со стороны Вятской земли. Только поход московского войска 1457-1459 гг. остановил их набеги, но затем начались набеги Казанских татар на земли Устюга. В ответ состоялось три похода московских отрядов на Казань в 1468-1470 гг., после чего был подписан мир с Казанью, и татарские набеги прекратились.

Беспокоили Коми край и набеги вогулов с Востока. В 1465 г. в Югорскую землю направлен устюжский воевода Василий Скряда. К нему присоединился князь Василий Вымский «с вымичами и вычежанами». Поход окончился успешно. В Москву были привезены пленные Югорские князья, которые обязались платить Москве соболиную дань. Поскольку у Пермского епископа было недостаточно сил, чтобы осуществлять полный контроль над Коми краем, и особенно над районом реки Выми, от которой шел прямой путь через реки Ухту и Ижму в Печорский край, в 1480 г. был заложен укрепленный городок Турья на Выми. Не все спокойно было и в епископской резиденции в Усть-Выми. Так, в 1455 г. вогулы убили епископа Питирима. Все эти обстоятельства требовали определенного внимания со стороны Москвы к региону, приходилось посылать вооруженные отряды для защиты этих территорий от набегов как южных, так и восточных соседей. С ликвидацией самостоятельности Новгородского государства в 1478 г. в Коми крае Москвой проведены следующие мероприятия. В 1481 г. дьяком Иваном Гавриловым было произведено описание земель и населения, вошедших в единое Московское государство. Это описание охватило основную часть территории, заселенную народом Коми, Пермь Вычегодскую. Наместниками, управляющими этим регионом, стали князья Вымские. Они занимались сбором дани с местного населения, судопроизводством и охраной порядка внутри региона. Кроме того, они обеспечивали оборону Коми края от внешних врагов и возглавляли сформированные из местного населения отряды во время походов в другие регионы. Управление краем они осуществляли через специально подобранных чиновников – тиунов, доводчиков, приставов. Тиуны вершили суд и собирали судебные пени. Доводчики вели судебные следствия по указанию тиуна, обеспечивали арест преступника и его допросы. Приставы несли полицейскую службу и выполняли различные поручения князей и тиунов. Но полной власти эти чиновники не имели. Отдельными частями Перми Вычегодской руководили представители жителей данного региона – «сотники волостные» или волостители, избиравшиеся из местного населения. Князья не могли заменять сотников по своей воле. Они представляли население своих земель-волостей в отношениях с верховной властью. Сотники определяли порядок распределения среди жителей «даней государевых» и других сборов, возглавляли сформированные в землях-волостях военные отряды во время походов.

В состав Перми Вычегодской входили следующие земли: Вычегда, Вымь, Вишера, Удора, Сысола, Верхняя Кама. Власть князей Вымских не распространялась на вотчину епископов Пермских, в которую входили Усть-Вымь, Оквад, Вожем. В 1490 г. в Усть-Вымской епископской вотчине насчитывалось 49 крестьянских дворов. С остальной территории местное население должно было вносить дань. Она зависела от количества «луков», то есть взрослых мужчин-охотников. Объем дани был определен при переписи в 1481 г. Иваном Гавриловым: «с лука по соболю, а не будет соболь, ино за соболь государю четыре гривны (40 копеек)». Помимо выплаты государевой дани, население Перми Вычегодской должно было содержать за свой счет государевых наместников и их администрацию; эта обязанность именовалась кормлением. Таким образом, феодальное землевладение в Коми крае не получило широкого распространения, и все крестьянское население впоследствии вошло в разряд черносошных крестьян. Единственным относительно крупным феодалом в Коми крае оказался епископ Пермский.

В 90-е гг. ХV в. предпринимались первые попытки освоить и другие, кроме пушнины, природные богатства северо-востока. Для чеканки монет на московском и новгородском монетных дворах требовалось много серебра, которое завозилось в виде лома западноевропейских монет. В 1491 г. с целью организации добычи серебряной и медной руды на северную речку Цильму, впадающую в Печору, Иван ІІІ посылает поисковую экспедицию из иностранных и русских «рудознатцев» под руководством Андрея Петрова и Василия Болотина. В октябре этого же года они вернулись в Москву, сообщив, что «… нашли руду серебряную и медную великого князя в вотчине Цильме, не доходя до Косьма реки». В 1492 г. царь послал на Цильму новую партию «рудознатцев». Вместе с русскими специалистами в состав экспедиции входили мастера из Италии и 340 рабочих с Северной Двины, Пинеги, Устюга, Усолья, Вычегды и Выми, чтобы копать руду и снабжать промысел продовольствием. Так возник один из первых горных промыслов Московского государства. Но запасы серебряной руды оказались невелики, и вскоре промысел прекратил свое существование.

Таким образом, мы можем подвести некоторый итог, как шло постепенное включение Коми края в состав Московского государства. Можно полностью согласиться с Жеребцовым И. Л., что этот процесс растянулся на целые века (ХIV-ХV вв.), и прошел несколько этапов. Первый начальный этап – этап Ростовских и Московских князей, которые закрепились на реке Сухоне и Нижней Вычегде и соорудили город Усть-Юг. Затем следует второй этап. Это время Дмитрия Донского и его последователей, когда закрепление края продвинулось вдоль реки Вычегды, и была проведена Стефаном Пермским христианизация коми-зырян. И третий, заключительный этап – это полное вхождение Коми края в состав Московского государства при Иване III.

В заключение следует обратить внимание на то, что проблема вхождения Коми края до конца не разработана исторической наукой. Даже само понятие Коми край по настоящему научно не определено. Фактически первые два этапа никакого Коми края не существовало. Дело в том, что если это рассмотреть с позиции этногенеза, то само слово коми стало нам известно только в начале ХХ века в эпоху российской революции 1917 г. А до этого это был зырянский край и он не включал в себя всю территорию российского севера оказавшегося под контролем Великого Новгорода. Неразработанность истории по этому вопросу заставляет нас удивляться. Так, во времена Дмитрия Донского фактически русского государства не существовало. А в этническом отношении не было зырян, они носили другие названия. Формирование зырянского народа относится больше к ХV веку. Поэтому речь шла о присоединении северных территорий к Великому княжеству Московскому и Владимирскому. Ибо во времена Донского окончательно закрепилось единое управление не только Московским, но и Владимирским княжеством.

Так что при Дмитрии Донском произошло включение в состав влияния Московского княжества, сначала Великого Устюга и его окрестностей, а затем на Вычегде была создана Пермская епархия. А вся остальная территория российского Севера все еще оставалась под влиянием Великого Новгорода. То есть практически здесь жило несколько племен, и окончательное включение в состав Москвы всей огромной территории Европейского Севера произошло при Иване III после того, как он разгромил и подчинил Новгород. Поэтому перед историками стоит сложная задача постепенно восстановить процесс присоединения к Московскому государству огромных пространств северной-восточной Европы.

Литература:

1. Давыдов, В.Н. Присоединение Коми края к Московскому государству / В.Н. Давыдов. Доклад на заседании Президиума Коми филиала АН СССР 5 мая 1977 г.- Сыктывкар, 1977. – 39 с.

2. Святитель Стефан Пермский. К 600-летию со дня присоединения / под ред. Г.М. Прохорова. – СПб: Глаголь, 1995. – 280 с.

3. Борозинец, Л.Г. К истории становления и развития Республики Коми / Л.Г. Борозинец, Г.Л. Борозинец. – М.: Издательство СГУ, 2010. – 345 с.

4. Ключевский, В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли / В.О. Ключевский. – М.: Правда, 1991. – С. 63-94.

5. Федорова, О.П. Допетровская Русь. Исторические портреты / О.П. Федорова. – М.: Астрель: АСТ, 2008. – 166-174 с.

6. История России с древнейших времен до 1861 года: учебник / под ред. Н.И. Павленко. – М.: Высшая школа, 1996. –С. 92-102, 129-142.

7. История России с древнейших времен до наших дней / под ред. А.Н. Сахарова. – М.: Проспект, 2009. – С. 134-177.

8. Лыткин, Г.С. Зырянский край при Епископах Пермских и зырянский язык. 1383-1501 / Г.С. Лыткин. – Санкт-Петербург, 1889. – 464 с.

9. Жеребцов, И. Навеки вместе / И. Жеребцов // Регион. – 2013. - № 1. – С.33.



[1] Ключевский, В.О. Значение преподобного Сергия для русского народа и государства / В.О. Ключевский . – Исторические портреты. Деятели исторической мысли. – М.: Правда, 1991. – С. 66.