Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Поиск по сайту

И. Пашковская,
председатель клуба "Краевед"
доклад от 28.06.2013

СТЕФАН ПЕРМСКИЙ
(1340-е-26.04/1.05.1396)

В октябре 2013 года исполнится 630 лет Пермской епархии.

Стефан, епископ Великопермский, был упокоен в Храме Спас-на-Бору в 1396 году.

Храм уничтожен в 1932.

С 1330 г. он находился на территории Московского Кремля, много раз перестраивался. Был домовым храмом московских князей.

Хотя первое упоминание о Москве относится к середине 12 столетия, она возникла гораздо раньше, в 11 веке, и с самого своего зарождения была «градом», т. е. огорожена. «Град» был заложен в 1156 Юрием Владимировичем Долгоруким. Именно он считается строителем Москвы.

Первым московским князем на Руси был сын легендарного Александра Невского Даниил Александрович (1261-1303). Именно при нем Москва становится одним из крупных русских городов, а в Кремле строятся первые здания.

В 12 столетии Москва едва ли занимала одну десятую часть нынешнего Кремля и представляла собой подобие деревянного замка или крепости, в самом центре которой, за рвом и деревянной оградой на крутом Боровицком холме, стояла деревянная церковь. Рядом с церковью высились деревянные хоромы князя с хозяйственными постройками. Вокруг города шумел лес, а за ним находились села, которые позже слились с Москвой.

Зимой 1237-1238 гг. монголо-татарские полчища одним из первых городов на Руси захватили и разграбили Москву. Кремль был сожжен дотла, почти все жители погибли или были угнаны в плен.

Лаврентьевская летопись рассказывает, что Кремль быстро восстановили. Был воздвигнут главный кремлевский каменный храм - Успенский собор.

С момента постройки каменного Успенского собора началось каменное церковное строительство.

Выгодное географическое положение на великом водном пути из Европы на Восток (по рекам Волге, Оке, Москве) предопределило возвышение Москвы как объединительного центра.

В 14 в. вокруг Боровицкого холма с княжеской резиденцией возвели настоящую крепость, по отношению к которой стали применять название «Кремль». Стены её были возведены из огромных дубовых бревен. Сооружение было невиданным во всей Руси. Такое строительство мог позволить себе только богатый правитель. Им и был знаменитый русский князь Иван 1 Данилович Калита (?-1340).

Кремль Калиты простоял около тридцати лет и занимал площадь в две трети современного Кремля. Строительство новых дубовых стен было закончено в 1340. Именно тогда на кремлевской площади были возведены пять храмов с целью прославления Москвы:

1327 - древний Успенский собор, главный соборный храм Москвы,

1329 - церковь Иоанна Лествичника, посвященная святому - покровителю Ивана Калиты,

1330 - церковь Спаса, домашняя церковь московских князей,

1333 - Архангельский собор, который стал княжеской усыпальницей.

Удел Ивана Калиты состоял из семи городов с территориями, на которых находилась 51 сельская волость и 40 дворцовых сел - в шесть раз больше владений князя Даниила Александровича. Москва превратилась в резиденцию влиятельного князя Ивана Калиты, получившего от Золотой Орды ярлык на Великое Княжение.

1332 (-1340), при Иване Калите Москва стала местом пребывания митрополита всея Руси, в 1299 из Киева во Владимир переехал митрополит Максим.

Через четверть столетия каменное строительство Москвы продолжилось при Дмитрии Ивановиче Донском (1350-1389, князь Московский с 1359, сын Ивана 2.). Во время нового расширения Кремля его впервые окружили каменной стеной с башнями. Белокаменные стены Дмитрия Донского простояли 100 лет.

1380, 8.09 он разгромил войска Мамая на Куликовом поле в верховьях реки Дон в. Передал княжение сыну Василию 1 без санкции Золотой Орды.

Со времен Дмитрия Донского стал формироваться образ государя, объединителя малопоместных вотчинников русской земли.

Во второй половине 14 века Московское княжество превращалось в Московское государство.

При сыне Дмитрия Донского Василии 1 (1371-1425) Москва играла все более важную роль. В Кремле построены:

1389 - великокняжеский Благовещенский собор 1393 - церковь Рождества Богородицы

Верность православию способствовала сплочению государства. В 1439 князь Василий Васильевич восстал против Флорентийской унии и сохранил независимость православия перед католическим Римом.

В 1441 Василий Васильевич в последний раз отправил письмо в Царьград о поставлении митрополита. С тех пор они всегда выбирались в Москве собранием русских епископов. А Царьград пал под натиском турок в 1453.

Иван 3 (1440-1505), сын Василия 2, развернул в Кремле грандиозное строительство. Вошел в историю как строитель государства российского.

К Московскому княжеству были присоединены 1463 Ярославское 1474 Ростовское 1485 Тверское

1478 Новгородская республика 1489 Вятская земля

В 1480 он покончил с зависимостью от Золотой Орды.

В результате войн с Великим княжеством Литовским (1487-1494 и 1500-1503) к Московскому княжеству отошли Брянск, Чернигов, Торопец, Новгород-Северский.

В конце 15 в. Кремль практически возвели заново. Работали лучшие мастера, приглашенные из многих русских городов и Италии.

Великокняжеский дворец при Иване 3 расширился настолько, что его высокие арочные подклеты замкнули каре вокруг церкви Спаса-на-Бору, сделав эту церковь, возведенную Иваном Калитой, домовым храмом.

Кремль становится символом российской власти и государственности. Красный цвет кремлевских башен и стен оттенил белизну храмов, золото куполов и стал подлинным архитектурным центром всего русского государства.

Великокняжеский дворец в течение 16 в. перестраивался и расширялся.

Для царя Михаила Романова был сооружен Теремный дворец (1635-1636). Он возвышался над остальными дворцовыми постройками. Со второй половины 17 в. он стал постоянным жилищем царей.

Старинная церковь Спаса-на-Бору по-прежнему находилась во внутреннем дворе дворцового комплекса и подчеркивала святость небожителя.

После акта коронации Екатерины 1 в Кремле 7 мая 1724, дворец надолго был оставлен. При Екатерине 2 в Кремле вновь развернулось крупномасштабное строительство.

В 1768 создана Экспедиция Кремлевского строения, главным архитектором назначен В. И. Баженов (1737? - 1799).

После победы над Наполеоном Кремль возродился в еще большем великолепии.

В 1818 напротив Сенатской башни установлен первый скульптурный памятник в Москве - Минину и Пожарскому.

Лично Николаю 1 принадлежит идея соединения архитектурных памятников пяти столетий в образе Большого Кремлевского дворца.

В 1847 в связи с новым кремлевским строительством снесли храм Рождества Предтечи (1509) у Боровицких ворот.

В 20 в. уникальный пример русского дворцового интерьера Андреевский и Александровский залы были полностью разрушены, и на их месте появился многоместный зал заседаний Верховного Совета СССР. Восстановлены в 1990-е гг.

На месте разобранного храма Спаса-на-Бору вырос Г остевой корпус.

Путь Стефана

Прокопий Устюжский, первый русский юродивый, предсказал миссионерский подвиг Стефана - первый в истории Русской Православной церкви.

Сын причетника церкви в г. Великий Устюг Вологодской губернии. С детства помогал отцу при богослужении.

Примерно в 1366 Степан поступил послушником в монастырь Григория Богослова недалеко от Ростова Великого - л учшее учебное заведение на Руси. Его называли «Братский затвор».

Там его постригли в монахи с именем СТЕФАН, через пять лет рукоположен в сан иеродиакона. Одновременно вместе с ним там подвизался его будущий жизнеописатель Епифаний, получивший за труды прозвище «Премудрый».

Занимался изучением греческого языка и богословия, готовился к созданию зырянской азбуки и переводу на зырянский язык Евангелия.

Там он пробыл 10 лет. Отправился в Москву к митрополиту Алексию за благословением миссии проповедника христианства зырянам-язычникам в северных землях.

В Москве многие приняли Стефана с его идеей прохладно и дали прозвище «Храп» за его «нахрапистость», т. е. дерзость.

Современников поражало, что ему удалось составить 26-буквенный «анбур» на основе «поганых черточек» - магических символов, которые вырезали на деревьях охотники- пермяне и переписать для них Евангелие и Божественную литургию.

Зырянская азбука найдена историком Н. М. Карамзиным в Архивских бумажниках Миллера №199, взятая из рукописи Епифания Премудрого «Житие Стефана Пермского».

После смерти митрополита Алексия делами Русской церкви управлял духовник Великого князя Дмитрия архимандрит Симонова монастыря Михаил.

Именно он помог Стефану охранными грамотами от князя и епископа Коломенского Герасима. Герасим посвятил Стефана в иеромонаха и благословил на проповедь зырянам.

Великий князь Дмитрий (прозвище «Донской» он получил год спустя после Куликовской битвы» 8 сентября 13 80) одобрил предстоящий поход.

Стефан знал об участи своего предшественника - монаха Кукши, который проповедовал пермянам и принял от них смерть.

Но он был готов ко всему.

Стефан с упованием только на Бога, приехал в Великий Устюг, снарядил ладью и отправился вниз по Северной Двине - до впадения в нее реки Вычегды.

В 60 км от Устюга стояло первое на его пути зырянское поселение Пырас, что означает «вход» (современный Котлас), далее через 200 км многолюдное селение Гам. И, наконец, Стефан остановился при слиянии рек Вычегда и Вымь. Там находилась кумирня зырян, и там он решил заложить монастырь, который стал бы центром христианского просвещения в Перми Вычегодской.

На очищенном от леса месте он построил церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а затем храм во имя Святителя Николая Чудотворца.

Три храма образовали Михайло-Архангельский монастырь.

Зимой 1392 после четырехлетнего апостольского труда Стефан отправился в Москву с вопросом об основании Пермской епархии. Московский митрополит Пимен посвятил Стефана в епископы, о чем говорится в Московской летописи.

По возвращении в Пермь Вычегодскую, Святитель утвердил свою кафедру в Усть- Выми, которая стала «владычным городом». Благовещенская церковь стала кафедральным собором.

6 октября 1383 стал днем образования Пермской епархии, а Усть-Вымь - первой резиденцией святителя.

За 13 лет своего епископства Стефан построил:

  • Архангельский монастырь в Усть-Выми,
  • Архангельский монастырь в Яренске,
  • Стефановский монастырь в с. Вотча,
  • Троицкий монастырь на Печоре в с. Троицко-Печорск,
  • Ульяновский монастырь на Верхней Вычегде,

и многие церкви, чтобы утверждать народ в православной вере.

Стефан оказался талантливым иконописцем. Его кистью создана икона «Зырянская Троица». Она содержит надписи на стефановской азбуке. Слева внизу Авраам и Сарра, внизу - телец. Вверху мамврийский дуб в противовес прокудливой березе, тотему зырян, посеченному Стефаном. Три ветви дуба символически соотносятся с идеей триединства.

Обнаружена в 18 в. в с. Вожем Архангельской области. Хранится в Вологодском историко-архитектурном музее-заповеднике.

До настоящего времени сохранилось особое почитание Стефана Пермского в Троице- Сергиевой лавре, основатель которой Сергий Радонежский был его духовным наставником и другом.

Преподобный Сергий Радонежский (-8.10.1392) - один из наиболее почитаемых русских святых. Вначале его звали Варфоломеем. После смерти родителей вместе с братом Стефаном он поселился недалеко от Радонежа, в глубоком лесу. Братья построили келью и малую церковь, которая была освящена в честь Святой Троицы. Так было положено начало знаменитой Троице-Сергиевой Лавре. Варфоломей принял монашество с именем Сергий и два года подвизался один в лесу, претерпев много искушений и опасностей, но сохраненный Богом. К нему стали приходить люди, ищущие спасения в монашестве. В 1354 Сергий становится игуменом. Он оказывал поддержку московским князьям в объединении Руси, благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву и молился с братией за победу русского оружия.

Прп. Сергий преставился ко Господу в 1392, а 5 июля 1422 его мощи обретены нетленными и поныне пребывают открыто в Сергиевой Лавре.

Обретение честных мощей прп. Сергия, игумена Радонежского, отмечается 18 (5) июля. День памяти отмечается 8 октября.

В 1549 епископ Стефан Пермский причислен к лику святых.

После ухода Стефана его преемником назначили епископа Исаакия. Владыка был уже стар, и больше времени проводил в Москве, чем в Усть-Выми. Так было до 1416 года. После Исаакия преемниками Стефана поочередно были Герасим (1416-24.01.1444), Питирим (1444-19.08.1455) и Иона (1455-6.06.1470). Иона начал крещение Перми Великой в 1462-1463 гг.

Почитание преемников Стефана столь велико, что кроме отдельных дней их памяти появился праздник Трех святителей Пермских, совершается ежегодно 29 января. Похоронены в Благовещенском соборе в Усть-Выми.

После трех святителей были другие епископы:

Филофей (1472-1501),

Никон, Пимен, Алексий, Киприан, Иоасаф, Макарий, Варлаам, Антоний, Иона 2, Иоасаф 2, Сильвестр, Нектарий, Макарий 2, Корнилий, Варлаам 2, Маркел.

Со временем менялся и титул: Филофей был уже епископом Пермским и Вологодским, Иона 2 (1588-1604) - архиепископом Вологодским и Великопермским, а начиная с Маркела(1645-1668) упоминание о Перми вообще исчезло - епархия стала Вологодской и Белозерской.

Окончательно епископскую кафедру перенесли в Вологду в 1564 году.

Почитание в Усть-Выми трех святителей вызвало строительство отдельного храма, но в 1749 Устюжский епископ Варлаам распорядился пристроить церковный придел к Благовещенской церкви для их мощей.

Летом 1936 Благовещенский храм с приделом Всех святых был взорван и более полувека пребывал в запустении. 5 октября 1995 начались раскопки с целью выяснения сохранности мощей. Оказалось, что все слои почвы под фундаментом храма не нарушены, а, значит, гробницу никто не вскрывал.

9 августа 1996 часовню над мощами трех святителей Пермских освятил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий 2.

Поиск мощей

В 1847 учитель Вологодского духовного училища Андрей Попов, будучи в Москве, в церкви Спаса-на-Бору увидел, что рака (надгробие) Святого Стефана обветшала. Вологодский епископ Евлампий на прошении отдать мощи в Усть-Сысольск начертал «Смотрено», и дело заглохло.

В 1932 Сталин во время прогулки по Кремлю остановился у деревянной церкви Спаса- на-Бору, где находилась княжеская усыпальница, приказал «немедленно убрать эти дрова». Храм разобрали к вечеру, а утром сожгли. Но, говорили, что верующие рабочие вынесли мощи Стефана, а потом их переправили в Канаду.

Оказывается, еще в 1909 была создана специальная комиссия Синода по обретению мощей Стефана Пермского после обращения жителей г. Пермь передать им эти мощи. Когда подняли раку, она оказалась пустой. Раскопали под ней землю и нашли какие-то кости, все перемешали, закопали там же и Синод вынес постановление, что останки Святителя не сохранились. Оказывается, после канонизации в 1549 году, мощи Стефана почивали открытыми, поэтому частицы их встречаются в Вологодской и Томской епархиях. Что было после пребывания в Кремле поляков, точно неизвестно.

В 1996, когда исполнилось 600 лет памяти Стефана Пермского, при содействии Главы РК Ю. Спиридонова, в республику вернулась копия иконы «Зырянская Троица» из Вологодского музея. Оригинал пребывал среди других икон в храме одного из сел Усть-Сысольского уезда на окраине Вологодской губернии, всеми забытый. Позже его поместили в Вологодский областной музей.

В 1995 создана Сыктывкарская и Воркутинская епархия.

В мае 2013 в Сыктывкаре открыт памятник Стефану Пермскому возле Стефановского собора. Он сделал для этих северных племен то, что свв. Кирилл и Мефодий сделали для русских - составил зырянскую письменность для несения слова Божия.

Библиография.

Девятов С. В., Журавлева Е. В. Московский Кремль из глубины веков. - М.: РООСА, б. г. - 272 с.

Земля Стефана Пермского: духовная история и святыни Коми края. - Сыктывкар: Эском, 2008. - 208 с.

Россия. День за днем. - М., 2010. - 752 с.