Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Поиск по сайту

Главная Клуб "Краевед" Доклады Патриотическое воспитание молодежи в Ухтинском Индустриальном техникуме: региональный компонент

 

Рочева А.В.,
преподаватель Ухтинского индустриального техникума.

Патриотическое воспитание молодежи в Ухтинском Индустриальном техникуме: региональный компонент.

Ухтинский Индустриальный техникум-это учебное заведение среднего и начального профессионального образования. Молодые юноши и девушки учатся в нашем учебном заведении не только из нашего города, но и из многих уголков республики Коми и нашей необъятной страны.

Молодежь приезжает к нам получать рабочие специальности. Это значит, что изначально она нацелена лишь на получение основных умений и навыков по получаемой профессии. Это прекрасно. Но давайте, не будем забывать, что конечной целью начального и среднего профессионального образования является выпуск квалифицированных рабочих кадров, способных разбираться и ориентироваться не только в тонкостях своей специальности, но и в нашем меняющемся мире. Образование, которое получают юноши и девушки в стенах нашего учебного заведения должно быть всесторонним.

Какие выводы я, как, преподаватель могу сделать после первых знакомств с моими подопечными. Первое, это то, что молодые люди, в основной своей массе являются в буквальном смысле этого слова массой, без ярко выраженных интересов, здоровых увлечений и своей точки зрения. Это пассажиры корабля, плывущего по течению. При первой бури этот корабль пойдет на дно. Второе, они совершенно не научены размышлять, анализировать, делать выводы. Я говорю о том, что, не научены, а значит, не умеют. А смогут ли? Третье, в молодежной среде очень часто проявляются негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие молодые люди оказываются сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях.

Ни для кого не секрет, что в настоящее время в большей степени навязываются приоритеты земных интересов над нравственными ценностями, а также патриотическими чувствами. Традиционные основы воспитания и образования подменяются «более современными», западными.

Многие ученые отмечают, что кризис происходит в душах людей. Система прежних духовных ценностей и ориентиров утрачена, а новые – пока не выработаны.

Отсюда одним из острых вопросов является вопрос патриотического воспитания современной молодежи. Предлагаю небольшой экскурс в видение этого понятия великими людьми. Но прежде несколько слов о моем представлении. С моей точки зрения, быть патриотом – естественная потребность людей, удовлетворение которой выступает как условие их материального и духовного развития, осознание своей исторической культурной, национальной и духовной принадлежности к Родине и понимание демократических перспектив ее развития в современном мире.

Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями в глубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к Отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Н. Макиавелли, Ю. Крижанич, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Фихте.

Идея патриотизма как основа объединения русских земель в борьбе против общего врага уже отчетливо звучит и в «Повести временных лет» и в проповедях Сергия Радонежского.

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством.

В толковом словаре В.И. Даля слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник». Патриотизм как качество личности проявляется в любви и уважении к своему Отечеству, соотечественникам, преданности, готовности служить своей Родине.

В Педагогическом энциклопедическом словаре даётся следующее определение патриотизма: «…любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение...» .

Безусловно, патриотизм – это духовное явление, которое имеет большую устойчивость, долго сохраняется в народе при его уничтожении, а в 3-4 поколении умирает.

Все это хорошо в теории, а какая в реальности выполняется работа по патриотическому воспитанию в Ухтинском Индустриальном техникуме. Хочется сказать, что это направление в воспитании подрастающего поколения действительно работает не на бумаге. Это и работа клуба «Витязи», и работа волонтеров, и разнообразные направления деятельности клуба «Поиск». Но сейчас не об этом. Знание истории своей малой Родины - разве это не проявление патриотизма?

На последнем заседании клуба «Краевед» уважаемыми людьми нашего города было сказано, что к работе по изучению истории Республики Коми необходимо привлекать молодежь нашего города. Эту идею с энтузиазмом подхватил клуб «Поиск», в котором занимаются обучающиеся Ухтинского Индустриального техникума. Приятно и волнительно, мне, как преподавателю техникума и сопредседателю клуба «Поиск», что эта идея вышла за рамки клуба и к этому были привлечены четыре группы первого курса нашего учебного заведения. Уже выбраны темы. Их диапазон различен. Вот некоторые из них: «Природные территории РК», «Полезные ископаемые РК», «Человек на севере», «Пожарная охрана города Ухты: история становления», «Народный театр города Ухты», «Картофель-культура северная» и многие другие. Большой интерес вызвали у ребят темы, связанные с развитием спорта в городе Ухте и Республики Коми.

Всю помощь с определением тем работ и проведением обучающих уроков оказала Ухтинская Центральная библиотека, в лице главного библиографа-краеведа Федорович Риты Николаевны и зав. отделом краеведения Рожковой Татьяны Алексеевны. Кроме того, клуб «Краевед» в лице его председателя Пашковской Ирины Дмитриевны любезно согласился помогать ребятам, консультируя их в написании работ.

И так, работа началась. Хочу пожелать ребятам успеха в написании их исследовательских трудов. Не побоюсь этого громкого слова, потому что для многих из них это действительно первый опыт в написании исследовательских работ по истории нашего края, и хотелось бы, чтобы он был не последним.