Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Поиск по сайту

Главная Клуб "Краевед" Доклады Творцы Ухтинских Народных художественных промыслов

А. И. Фоменко

Ухтинский городской клуб «Краевед»

Творцы Ухтинских Народных художественных промыслов

Сегодня, говоря о народных художественных промыслах (НХП) и ремеслах, надо вспомнить о создании и развитии промыслов русского Севера и Зырянского (Коми) края в целом и в каждом районе. Они отличаются друг от друга природными, бытовыми условиями, профессиональными навыками, методами обучения народных мастеров, востребованностью.

Народные мастера стояли у истоков зарождения всевозможных промыслов, включая строительство домов, изготовление бытовой утвари, одежды, детских игрушек, религиозной атрибутики, вязание. Издавна народные умельцы в Зырянском крае славились своими поделками. Художественная обработка дерева, резьба и роспись, узорное ткачество, вязание и вышивка - это далеко не весь перечень видов народного декоративно-прикладного искусства, которое сохраняется и развивается поныне. Славятся изделия из оленьего меха: ковры, сумки, обувь и одежда. Национальным орнаментом украшены рукавицы, носки и шарфы, сарафаны, рубахи, пояса. Северные сувениры можно купить не только в республике, они продаются и за её пределами.

Традиции народных ремесел в Ухтинском районе сложились с середины XIX века.

В 1973-1990 годах работало Ухтинское предприятие народных художественных промыслов (НХП), при нём надомный цех по производству изделий из шерсти и сувенирного направления.

Основные направления предприятия НХП:

  • художественная обработка камня (В. Г. Вохмин, М. Брусевич), и кости (В. Быков, Кувшинов, В. Сметанина);
  • ювелирные изделия (А. Нехорошкин);
  • резьба и роспись по дереву (Т. Н. Быкова);
  • чеканка (В. Сметанин);
  • пошивочный цех (одеяла, постельное белье).

Изделия мастеров предприятия пользовались спросом у жителей республики и за её пределами. Практически вся продукция хорошо реализовывалась в торговой сети. После смены руководителя УНХП возглавил предприятие директор В. И. Верещак. Номенклатурный новый руководитель, несведущий в специфике данного предприятия, довел его до банкротства.

В 1992 на базе НХП было создано новое предприятие - Товарищество с ограниченной ответственностью (ТОО), директор В. И. Верещак. Сменился и профиль производства - изготовление и ремонт одежды, художественное оформление. Оно работало недолго, и было закрыто безвозвратно.

В настоящее время в нашем городе не существует предприятия народных художественных промыслов (НПХ).

Основные материалы, из которых выполняются народные художественные изделия природные, различные породы дерева, глина, кость животных, шерсть, кора, замша, твердый и мягкий поделочный камень. Для каждого материала мастера находят соответствующие способы и приемы обработки, не требующих больших затрат труда и помогающие раскрыть естественную красоту.

Традиционный материал умельцев - дерево. Порой получается так, что вещи сделанные мастером, живут дольше, чем сам мастер, переходя по родовому кругу от отца к сыну и т.д. Яркий пример - семья Рочевых из деревни Переволок в верховье реки Ухты (поселок ликвидирован в 1958). Большие семьи строили большие дома, особое внимание уделяли их расположению и удобствам в доме, исторически сложившихся на Севере. Украшений на избах не было, то ли не умели, то ли не было возможности заниматься домовой резьбой, как это принято в близлежащих губерниях: Архангельской, Вологодской, Вятской. На Волоке лишь на одной избе, где жил оленевод, на коньке дома красовалось украшение из ветвистых рогов оленя.

Что касается вещей домашнего обихода, инструментов или охотничьих приспособлений, тут мастера с Волока старались на славу. С большим умением создавали охотничьи ножи с резными ручками из рогов оленя или дерева с ножнами из сыромятной кожи, украшенные незатейливым орнаментом, столярный инструмент, прялки, веретена, туеса из бересты и прочую утварь. Среди инструментов, сохраняемых наследниками Волока, есть ручной предмет для обработки земли, в виде мотыги или тяпки, изготовленный местным кузнецом, с украшением основания в виде орнамента, возможно, это родовой знак.

Среди мастеровых семьи Рочевых на Волоке особенно выделялся Андрей Никитич Рочев, (1861-1957). Он с любовью и усердием создавал рукотворные изделия: короба для рукоделия, туески с орнаментом, веретена, шкафы для посуды (буфеты). Даже и сегодня удивляет мастерство изготовленного им дивана-кровати с фигурными ножками и резной спинкой. Андрей Никитич прожил со своей супругой Прасковьей, умелой и чудесной рукодельницей, трудную, долгую счастливую жизнь. Прожил 96 лет, похоронен на погосте деревни Переволок. Прошло сто лет, но изготовленные им предметы домашнего обихода до сих пор служат по назначению и бережно хранятся внуком Алексеем Яковлевичем Рочевым из поселка Водный Ухтинского района.

Проходит время, меняются вкусы, появляются новые материалы и технологии, но по-прежнему остается тяга к народным истокам. Современные мастера и художники ДПИ используют в своих произведениях мотивы прошлого, не повторяя, а создавая новые произведения.

В 1990–2001 годах в Ухте работала Школа мастера по бересте в Центре коми культуры В. И. Бушенева. Он прошел курсы по берестяному ремеслу у Народного мастера России М. С. Кочева в г. Сыктывкаре. Был заведующим отделом прикладного творчества Центра.

На протяжении многих лет успешно создает свои произведения Ирина Владимировна Пушина в стиле мезенской росписи по дереву. В круг ее интересов входит техника батика, коллажа. Работая в Ухтинской Детской художественной школе директором и преподавателем 32 года, много и успешно выставляется. Член творческого Союза художников России, член Союза мастеров Республики Коми, Лауреат Межрегионального фестиваля «Зарни Кияс» в Сыктывкаре, Всероссийского конкурса «Дерево жизни» в Новгороде. «Мастер года Республики Коми - 2008».

Не менее интересно работает Микенайте Гражина д. Антонаса. Она занимается декоративной росписью по дереву: пижемской, мезенской, городецкой. Принимала участие в выставках «Мастер года» (Сыктывкар, 2007), Всероссийском фестивале декоративно-прикладного искусства «Ладья» (2007), городских и республиканских выставках.

Один из самых успешных и титулованных мастеров ДПИ - Виктор Дмитриевич Кустов, член Союза Мастеров Республики Коми (1993), Народный мастер России (2001), лауреат премии им. С. И. Оверина (2001), Почетный работник культуры Республики Коми (2017), член Творческого союза художников России и Международной Федерации художников (2012).

Не имея специального художественного образования, В. Д. Кустов самостоятельно, благодаря природному дару чувствовать дерево, и постоянному совершенствованию своего мастерства, добился значительных результатов в художественной обработке капа и стал одним из признанных российских мастеров художественной резьбы по дереву.

Глина, как наиболее простой по добыче и не сложный по обработке материал, всегда была в ходу у мастеров народного творчества. Может быть, поэтому керамические изделия так широко распространены в наши дни. И не по этой ли причине керамические изделия более других сохраняют древние (почти архаические) корни в изображениях и в самой трактовке пластической формы.

В Ухтинском районе большие залежи глин, поэтому керамическое производство в Ухте пытались создать неоднократно. Первое производство гончарных изделий освоили в конце 1930-х годов на первом Кирпичном заводе в поселке Дежнево. В 1941 году был организован гончарный цех при «Райпромкомбинате». Разнообразные виды продукции

пользовались спросом. Отсутствие хорошей технологии и преобладание ручного труда, привело к скорому закрытию гончарного производства.

Прошло несколько десятилетий. Производство керамики начал осваивать завод «Прогресс», но уже с новым материалом - фарфором. На заводе появились новые специалисты, технологи, живописцы и скульпторы. Был создан цех товаров народного потребления (ТНП).

В 1970-1980-е годы продукция из фарфора ухтинского завода «Прогресс» - чайные и кофейные сервизы, столовые сувенирные тарелки, кружки, чайники и мелкая скульптура, спортивные кубки набирала все возрастающий спрос. Сегодня можно еще увидеть ухтинскую продукцию - чайники, чашки, тарелки для детского питания, кофейные и чайные сервизы с северной и ухтинской тематикой в росписи. С 1990-х годов цех товаров народного потребления, выпускающий фарфоровую продукцию, закрыли. Наступили новые экономические времена...

Сохраняя традиции прошлого, гончары, мастера-керамисты вносят много нового в формы, декор, технологию. Высокий художественный вкус и тонкое понимание специфики материала свойственны творчеству народных мастеров Ухты. Надежда Кирилловна Беккер работает с терракотой для настольной скульптуры. Её маленькие изваяния с юмористическими персонажами «Жду её», «В ожидании веселья», «Когда», вызывают у покупателя или зрителя на выставке добрую улыбку и хорошее настроение. Беккер - участница городских и республиканских выставок, член Творческого объединения художников Ухты (1984).

Интересно работает молодой гончар Константин Чапурин. Из его рук рождались неповторимые вазочки, кувшины, подсвечники и оригинальная скульптура. Умело и разносторонне работает с глазурованной керамикой и терракотой. Александр Иванович Фоменко.

На рубеже 2000-х годов многие предприниматели стали создавать группы, цеха, предприятия по изготовлению ТНП, художественные промыслы, используя (привлекая) художников ДПИ, ремесленников. Среди них: МП «Формула» (обработка кости, роспись по дереву, керамика), кооператив «Экспресс» (домовая резьба, изготовление художественных изделий). Возродилось фарфоровое производство завода «Прогресс». ТОО «Глифар» (глина плюс фарфор), но цех не пережил жестоких налоговых и экономических процессов и вскоре закрылся.

Сложные экономические и жестокие налоговые времена 1990-х заставили многих граждан сменить место работы и профессию. Ухтинец В. С. Коленко, который в своем поиске среди разных производств и профессий остановился на изготовлении художественной мебели, успешно реализовал свои знания и мастерство.

Другой пример - художник-мастер по художественной обработке кости В. В. Быков. Отработав 15 лет в Ухтинском предприятии художественных промыслов в разных должностях, был сокращен по штату. В малом предприятии «Формула» с товарищами создал производство художественных изделий из кости. Великолепные художественные изделия: вазочки, кулоны, броши, серьги расходились быстро в торговой сети. В дальнейшем малоэффективный производственный труд, требующий увеличения объема и реализации продукции, высокая стоимость арендной платы за помещение, привел его к закрытию производства по выпуску народных художественных изделий. Мастера остались без работы. В. Быков, не найдя себе работы по специальности, в 1993 году устроился преподавателем в Детскую художественную школу, где трудится по настоящее время уже 27 лет.

В настоящее время отдельные ухтинские мастера работают в следующих жанрах:

  • роспись по дереву (И. В. Пушина, Г. д. А. Микенайте),
  • изделия из капа (В. Д. Кустов, А. Р. Панкратов),
  • богородская резьба (В. И. Васяхин),
  • плетение из бересты (А. В. Кустов, А. Д. Зубёхина),
  • керамика (Н. К. Беккер),
  • художественная ковка металла (В. А. Агафонов),
  • традиционная обрядовая коми кукла (А. Д. Зубёхина),
  • современная кукла (Н. В. Порох, В. Т. Лукша),
  • игрушка из войлока (И. М. Алексеева),
  • художественная обработка стекла (И. В. Алексеева),
  • художественная обработка камня (Д. Н. Мартемьянов),
  • роспись по лаку панно, шкатулок (А. И. Фоменко),
  • изготовление художественной мебели (В. С. Коленко).

Наряду с традиционными видами НХП появляются новые формы декоративно-прикладного искусства.

Успешно продвигаются по жизни изделия в стиле стимпак Елены Крепышевой.

Член Творческого союза художников России (ТСХР), «Мастер года–2005» в Сыктывкаре, дипломант конкурса «Успешный дебют-2006» на выставке «Русь мастеровая» в Чебоксарах И. М. Алексеева создает свои работы, игрушки из валяной шерсти (фелтинг).

Куклы сказочных персонажей из полимерной глины и ткани, изготовленные Н. В. Порох, получают высокие оценки на разных уровнях – от городского до международного.

Ярко и интересно занимается художественной обработкой и созданием изделий из стекла мастер И. В. Алексеева.

Художественная ковка металла, хоть и считается традиционным видом ремесел, но в Ухтинском районе она только набирает силу. Хорошие работы получаются у кузнеца В. А. Агафонова в оформлении интерьеров и экстерьеров.

Известный мастер и художник А. Д. Зубёхина давно и плодотворно работает в ДПИ. Постоянно совершенствует свое мастерство, в её творчестве появляются все новые и новые направления, изделия из бересты и традиционная обрядовая коми кукла.

Первые шаги Д. Н. Мартемьянова, ухтинского геолога и мастера по обработке камня, дали хорошие результаты. Его сувениры из камня и флакон с нефтью «Ухтинская нефть» по праву могут быть ухтинским брендом с заявкой на республиканский бренд и одним из символов Республики Коми.

Произведения ухтинских мастеров декоративно-прикладного искусства участвуют в городских, республиканских, региональных, российских и международных выставках. Как правило, они получают высокую оценку и приобретаются ведущими музеями и художественными центрами, частными коллекционерами.

В современных экономических условиях в Ухте пока нет заинтересованных структур в создании предприятий по направлениям народных художественных промыслов. Они могли бы значительно расширить ассортимент сувенирной продукции с коми национальной и местной тематики и популяризировать народную традиционную культуру.

Сегодня во всем мире существует тенденция превратить декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы в чисто эстетические виды деятельности, оторвать их от практических функциональных задач, а проектирование утилитарных предметов предоставить дизайнеру. Как это не заманчиво, но такая тенденция противоречит самой природе ДПИ и НХП и грозит лишить предметный мир духовного содержания.

Чем круче восхождение современной цивилизации, тем основательнее переделывается традиционный быт людей и внедряется стандартизация, тем сильнее будет проявляться потребность в индивидуальном и уникальном творчестве, сохраняющем тепло человеческих рук.

Литература

  1. Художники Ухты: альбом / автор проекта И. Палладьева; координация и электронная разработка Е. Стрельченя; дизайн и компьютерная верстка О. Сизоненко, А. Филиппов. – Сыктывкар: ООО «Коми республиканская типография», 2010.
  2. Фоменко А. Записи об истории НПХ Ухты. Рукопись.
  3. Зарубин В. Будут местные сувениры // Ухта. – 1976. – 2 июля.
  4. Фоменко А. От амфоры до цветочного горшка // Ухта. - 1976. – 15 декабря.
  5. Хозяинова М. Сага о кости и косности // Ухта. - 1992. – 7 февраля.
  6. Попова Н. Все помнят руки, руки золотые… // Ухта. - 1993. – 17 сентября.
  7. Попова Н. Тринадцать долгих лет // Ухта. – 2002. – 24 июля.