Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Поиск по сайту

Главная Клуб "Краевед" Доклады О городе как центре нефтедобычи и нефтепереработки

И. К. Борисова

О городе как центре нефтедобычи и нефтепереработки

Анна Яковлевна Молий родилась 16 февраля 1909 года в Баку, в семье рабочего.

Отец – Яков Иванович рабочий-электрик, мать – Мария Яковлевна. В семье Якова Ивановича и Марии Яковлевны родилось пятеро детей: Анна (1909 г.), Клавдия (1910 г.), Владимир (1912 г.), Виктор (1913 г.) и Михаил (1914 г.). Семья жила на территории электростанции, что располагалась на берегу моря на окраине Баку.

Анна Яковлевна вспоминала, что мама рано стала приучать их к труду. Девочки убирали двуспальную кровать, ежедневно Нюра и Клава всюду вытирали пыль, натирали полы. С шести лет мама учила Нюру вязать и вышивать. В семь лет она уже хорошо плавала.

В 1920 году Мария Яковлевна (мама) на ногах перенесла «испанку» (разновидность гриппа), в результате чего получила осложнение: у нее начались сильные головные боли, понизилось кровяное давление, стало падать зрение, и вскоре она слегла.

Управление хозяйством взяла на себя одиннадцатилетняя Нюра. Папа день и ночь работал на электростанции, а Нюра готовила обед, следила за сестрой и братьями. В 1925 году Мария Яковлевна скончалась.

Через год после смерти жены, посоветовавшись со старшей дочерью, Яков Ивано­вич женился на Евдокии Константиновне Колпаковой – вдове своего двоюродного брата, героя гражданской войны Григория Колпакова.

Школу Нюра закончила в 1926 году и поступила на полуторагодичные курсы стенографии. Прослушала их и 25 июня 1928 года успешно сдала испытания по дисциплинам: стенография, делопроизводство и секретарское дело, обществоведение и русский язык. Квалифицирована была как секретарь-стенограф 3 категории, пишущая со скоростью 90 слов в минуту.

(Яков Иванович был превосходным специалистом-электриком, и его часто приглашали проводить, помимо основной работы, практические занятия в техническое училище, на базе которого потом был открыт институт. Из-за этих занятий его причислили к служащим, а в институты и техникумы в то время принимали только детей рабочих).

В сентябре 1928 г. А. Молий подала документы в Азербайджанский индустриальный институт имени Азизбекова на факультет переработки нефти, став одной из шести девушек, поступивших тогда на факультет. Училась очень хорошо. Профессор Ванников очень хотел, чтобы Нюра не шла на производство, а осталась в аспирантуре. Он любил повторять, что отметка «пятерка» для нее мала, но Молий твердо решила стать инженером-производственником. В начале 1930-г. в Баку заканчивалось строительство нового нефтеперерабатывающего завода. Молий проходила там практику, а потом весь последний год учебы совмещала с работой на НПЗ.

15 марта 1933 года Анна Яковлевна на «отлично» защитила дипломный проект на тему «Рекон­струкция ново-масляного завода с установкой хвостовой колонны» с присвоением квалификации инженера-технолога. Работала Анна Яковлевна на установке депарафинизации вначале дежурным инженером, потом помощником начальника цеха, а в 1935 году ее назначили начальником цеха.

(1937-1938 годы для многих советских семей были страшными. Не обошли они и семью Молий. Арестован был мамин брат – дядя Максим, отца исключили из партии. Пострадал и брат Анны Яковлевны Владимир, который в это время служил в армии недалеко от Кировабада. Во время мытья в бане у него пропала вся одежда, а с гим­настеркой и комсомольский билет. Руководство завода имени Джапаридзе почти все было арестовано – им припомнили пожар весной 1935. К Анне Яковлевне придраться не могли, так как во время пожара она была на учебе с отрывом от производства).

В январе 1938 года Анна Яковлевна поступила на работу в технологический отдел Азнефтезаводпроекта. Вначале работала инженером, потом старшим инженером проекта. Там же в 1939 году она была принята кандидатом в члены партии.

Шло время, все как будто устроилось, но Анне Яковлевне с каждым днем тесно становилось в стенах проектной организации. В один из летних дней 1940-го ей позвонила Оля Малёнкина. Похвалилась: партия направляет ее работать на нефтепромыслы недавно освобожденной Красной Армией Западной Украины.

В марте 1940 г. вышло постановление ЦК ВКП(б) о наборе специалистов в новые перспективные осваиваемые районы. Анна Яковлевна желание изъявила. Так в ее судьбе произошли события, перевернувшие всю дальнейшую жизнь.

В своей статье «По планам Ильича», опубликованной в газете «Красное знамя» за 22 апреля 1964 года, Анна Яковлевна так пи­сала о своей поездке в Ухту:

Вспоминается 1940 год. Тогда по решению Центрального Комитета партии, в числе группы нефтяников, я впервые приехала в Ухту для создания здесь крупного нефтяного района. После бакинского солнца пришлось привыкать к северным морозам. Как и во всяком большом начинании, конечно, не обошлось без трудностей. Но тогда была молодость, и самое главное – сознание важности порученного дела.

Срок работы в Ухте был определён в 3 года, включая отпуск, но оказалось, что приехала она на север навсегда.

Молодому инженеру поручили быть куратором местного нефтеперегонного (позже – нефтеперерабатывающего) завода - помогать налаживать производство, грамотно эксплуатировать оборудование, соблюдать технологический режим. Но не по душе было Анне засиживаться в отделе, собирая по телефону справки. С утра уходила на завод. На месте во всем разбиралась, где надо, помогала, подсказывала. Знакомилась с производством до мельчайших подробностей. А через год началась война…

В феврале 1942-го начальник комбината С. Н. Бурдаков и сообщил новость о том, что подписал приказ о ее назначении директором и главным инженером НПЗ. «Сами знаете – война... Придется вам работать за двоих», – добавил Семен Николаевич.

В 33 года Анна Яковлевна стала директором предприятия, на котором в то время катастрофически не хватало специалистов, а те, кто был – это были в основном заключенные, зачастую осужденные по 58 статье как враги народа. Многие работники, имевшие высшее профессиональное образование, научные звания, представляли собой элиту технической интеллигенции. Не хватало и оборудования: заводское хозяйство тогда было невелико: одна атмо­сферная трубчатка производительностью всего несколько десятков ты­сяч тонн.

На плечи молодой женщины легла огромная ответственность.

Ее окружили такие замечательные и высококвалифицированные мастера переработки нефти как Иван Васильевич Сергеев, Мария Григорьевна Дворникова, Михаил Иванович Быков, Николай Емельянович Синюк, Федор Андреевич Наумов, Ромуальд Карлович Дыбовский, Дмитрий Григорьевич Шагаров, Оскар Моисеевич Раскин, Николай Александрович Шпрингер, Петр Павлович Ясеновец, Константин Васильевич Кострин, Александр Степанович Серебряков и другие.

В срочном порядке заводчанам пришлось выполнять задания ГКО.

Морозоустойчивые масла. Для того чтобы получить морозоустойчивые масла коллектив завода пошел на смелый эксперимент, который ни до, ни после не встречался в практике нефтепереработки. Фронту были необходимы смазочные масла с очень низкой температурой замерзания. Специалисты во главе с М. Г. Дворниковой, М. И. Быков, П. Т. Романенко, П. И. Гуслин результате цикла опытов получили смазку, не замерзающая при температуре минус 55 градусов. Пришлось наладить выпуск необходимых смазочных масел на атмосферной трубчатке, хотя необходима была атмосферно-вакуумная установка.

В результате Печорская железнодорожная магистраль и техника на фронте получили смазки, которые не застывали при пятидесятиградусном морозе.

Лаковый битум. Когда выпуск масел был окончательно налажен, на заводе приступили к опытам по получению лакового битума. В 1942 г. единственный в стране Краснодарский нефтеперерабатывающий завод, выпускавший лаковый битум, был захвачен фашистами. И Государственный Комитет Обороны поручил наладить выпуск лакового битума в Ухте.

Опыты на ухтинском заводе прошли успешно, но для выпуска битума нужна была специальная установка, а где взять металл? И тут Анна Яковлевна вспомнила про валявшиеся на территории завода списанные цистерны. Решили использовать и старую заброшенную кубовую батарею, отремонтировали полуразрушенную кирпичную постройку, установили компрессор, и под непосредственным руководством Анны Яковлевны установка была построена. Многие специалисты были против - металл отжил свой век, может быть авария. Но по настоянию А. Я. Молий установка была запущена. Она работала очень плохо. Даже в лютые морозы трубы раскалялись докрасна. Того и гляди, все это хозяйство взлетит на воздух. Сама удивлялась, как решилась тогда на такое. Но драгоценный для военной промышленности материал был получен! В декабре 1942 года первая сотня килограммов лакового битума была отправлена потребителям. Задание Государственного Комитета Обороны было выполнено. Для этого потребовалось каких-то полгода.

С этого времени лаковый битум и осевые смазки стали его своеобразной "визитной карточкой" Ухтинского НПЗ.

Отдельной строкой вписана в историю завода помощь освобожденному от блокады Ленинграду. В целом за годы войны северяне отправили десятки составов топлива защитникам города на Неве. Осенью 1943 г. – два сверхплановых эшелона с нефтью и нефтепродуктами и в мае 1944 г. еще 1700 тонн горючего, полученного сверх апрельского плана. В составе этой делегации были директор нефтеперерабатывающего завода А. Я. Молий, редактор многотиражной газеты Ухтинского комбината Я. И. Гаврюшов и начальник 2-го нефтепромысла М. Т. Ваулин.

За годы Великой Отечественной войны завод более чем вдвое расширил ассортимент продукции, постоянно увеличивал переработку сырья, к концу 1943 года стал передовым предприятием города, Коми республики, да и страны. Переходящими Красными знаменами были отмечены заслуги нефтепереработчиков, а их руководителя А. Я. Молий в 1943 году наградили медалью "За трудовое отличие", а в 1944 году - орденом Трудового Красного Знамени.

В целом, за годы Отечественной войны нефтепереработчики, располагая предельно ограниченными возможностями, почти вдвое увеличили ассортимент выпускаемой продукции. Именно в те годы впервые в Советском Союзе была освоена атмосферная перегонка тяжелой нефти с дестиллатоносителем, начато производство осевых масел «северное», «зимнее», «летнее», автотракторного автола, солидола и нигрола, было организовано производство лаковых битумов, разработан метод получения катализатора для ката­литического крекинга, не уступающий американским образцам.

В те суровые годы закалялась личность директора. Потом, с вершины прожитых лет, самой Анне Яковлевне многие ее поступки казались курьезными. Но ведь опыт приходит с годами, и она знала, что в главном-то не ошибалась. И люди верили в нее. Хотя было и такое, что работала директор без выходных, спала по 5-6 часов в сутки и ни одну ответственную производственную операцию без нее не начинали ведь завод вроде пороховой бочки.

Однажды загорелась колонна установки. К месту пожара Анна Яковлевна успела вовремя. Один из бойцов пожарной команды уже размотал шланг и приготовился остудить колонну снизу. А там чугунная задвижка, нагретая до температуры трехсот градусов. Откуда только силы взялись у хрупкой женщины: бросилась она на бойца, вырвала шланг, а потом долго не могла успокоиться. После, правда, резюмировала: трудно сказать, какой большой «сюрприз» мог произойти!

Вскоре, не без настойчивости Анны Яковлевны, при Ухтинском горно-нефтяном техникуме открыли специальное отделение нефтепереработчиков. В порядке срочной мобилизации директор направляла в техникум заводских инженеров.

Военные и послевоенные годы дались А. Я. Молий с огромным напряжением душевных и физических сил. Весной 1951 г. она по собственной просьбе была переведена в Управление Комбината на должность ст. инженера, а затем заместителя начальника производственного отдела, а в сентябре 1953 г. руководство Комбината направило её на учебу Академию нефтяной промышленности. По окончании академии, в сентябре 1955 года, А. Я. Молий приказом Министра нефтяной промышленности вновь была назначена на должность директора ухтинского НПЗ.

Как вспоминала сама А. Я., уезжая на учебу в Москву, она не планировала возвращаться, но проучившись два года, она поняла, что Ухта уже стала для нее родным городом, где остались друзья, близкие люди.

Под руководством А. Я. Молий была проведена масштабная реконструкция завода, которая позволила существенно увеличить объемы переработки, повысить качество и наладить выпуск новых видов продукции. Так, в сентябре 1957 года была запущена новая установка - термический крекинг, который позволял получить из мазута высокооктановый компонент бензина. Вступила в строй атмосферная колонна крекинг-установки, был поставлен вопрос о сооружении каталитического риформинга - установки для выпуска высокооктанового бензина. Установку построили позднее в 70-е годы, но подготовительная работа была проведена при непосредственном участии А. Я. Молий.

При непосредственном участии А. Я. Молий в 1961-1963 гг. на заводе "приручали" нефть знаменитого Западно-Тэбукского месторождения. Она заметно отличалась от нефти с Войвожского и других месторождений Верхней Ижмы. Необходимо было совместить эти отличающиеся по физическому и химическому составу нефти, максимально извлечь из них те компоненты, которые необходимы для нефтепродуктов. Заводчанами была проведена серьезная научно-исследовательская и организационная работа, и она увенчалась успехом.

В числе первых в городе заводской коллектив включился в движение за коммунистическое отношение к труду, которое получило широкое распространение в 60-70-х годах прошлого века. Он первым в Коми АССР стал называться коммунистическим. Это произошло 23 августа 1961 года. Над заводом зажглась красная звезда, а у входа на предприятие была установлена мемориальная доска, увековечившая это событие.

(Коллектив завода, узнав, что промысловики Войвожа и Яреги приняли решение выполнить семилетний план (1959-1965 г.) по добыче легкой и тяжелой нефти за пять лет, решил, что нефтепереработчики Ухты не могут отставать от промысловиков. Взяли на себя обязательство: за пять лет переработать столько нефти, сколько намечалось семилетним планом.

Все понимали, что только комплексная механизация и автоматизация всех производственных процессов поможет справиться со взятыми на себя ответственными обязательствами. Ухтинский НПЗ был оснащен многими средствами автоматики, однако это была только частичная, а не комплексная автоматизация. К перестройке производства коллектив приступил сразу же после опубликования решений июньского Пленума ЦК КПСС в 1959 году.

На всех участках был проведен сбор предложений рабочих о том, какие узлы должны быть автоматизированы, все предложения обсуждались на собраниях, на заседании производственно-технического совета и НТО завода, на расширенном заседании бюро парторганизации. Окончательно план мероприятий по автоматизации с указанием срока их осуществления был принят на общезаводской конференции. Всего на конференции было принято 64 предложения, которые планировалось осуществить в ближайшие два-три года.

И 23 августа 1961 г., в дни празднования 40-летия республики, Ухтинскому НПЗ первому в республике было присвоено звание «Предприятие коммунистического труда» с вручением Красного знамени и диплома. У входа на предприятие установлена мемориальная доска, а над заводом зажжена красную звезду – символ трудовой доблести).

Анна Яковлевна вела огромную общественную работу, была членом ГК КПСС, депутатом Верховного Совета Коми АССР, а в октябре 1961 года она стала делегатом XXII съезда КПСС. Впервые житель северной Ухты присутствовал на высшем партийном форуме страны с правом решающего голоса.

В перерывах между заседаниями она находила время для встреч в рабочих коллективах.

Вернувшись в Ухту со съезда, Анна Яковлевна встретилась с коллективами предприятий и подробно рассказала о работе исторического съезда.

В 1964 году занесено в Книгу Трудовой Славы Коми АССР.

В общей сложности более двух десятилетий А. Я. Молий руководила одним крупнейших предприятий города - Ухтинским НПЗ. Её поистине героический труд был отмечен Орденами Ленина и “Знак Почета”, двумя орденами Трудового Красного Знамени, медалями, званиями Заслуженного деятеля науки и техники Коми АССР, Заслуженного работника нефтяной и газовой промышленности Коми АССР.

В 1967 году Анна Яковлевна была переведена на работу в Коми филиал ВНИИГАЗа.

В тот год во ВНИИГАЗе проступили созданию новых разработок для освоения уникального Вуктыльского месторождения. Для этого потребовалось проведение глубокого научного анализа и создание новых методик, учитывающих непростой «характер» Вуктыла. И Анне Яковлевне пришлось оперативно перестраиваться и изучать специфику газовой отрасли

Она возглавила лабораторию переработки газа и конденсата. Принимала участие во вводе в опытно-промышленную эксплуатацию Вуктыльского месторождения, подготовке рекомендаций по переработке вуктыльского конденсата на Ухтинском НПЗ и Сосногорском ГПЗ, возглавляла работы по исследованию конденсатов месторождений региона.

А. Я. Молий принимала активное участие в подготовке молодых специалистов.

А весной 1978? (4?) года в Ухте состоялась первая научно-техническая конференция молодых специалистов, посвященная памяти Андрея Яковлевича Кремса. По просьбе организаторов конференции Анна Яковлевна подробно рассказала биографию ученого-геолога, поведала о его умении работать с людьми, творческой деятельности, о его характере, особенностях распорядка рабочего дня и многом другом.

Как лектор общества «Знание» очень часто встречалась со школьниками.

Давняя дружба связывала А. Я. со многими известными ухтинцами.

Так вышло, что вся жизнь Молий в Ухте связана с еще одной семьей бакинцев – с Кремсами. Они стали не только друзьями, но и родственниками.

30.10. 1978 г. вышло Решение о присвоении А. Я. Молий звания «Почетный гражданин г. Ухты», на фото – поздравления от председателя исполкома А. И. Зерюнова и секретаря горкома КПСС Л. Н. Новоселовой.

16 февраля 1979 года Ухта отмечала 70-летие со дня рождения Анны Яковлевны. Много статей в газетах было посвящено этой дате, много поздравлений получено от коллег, знакомых и родственников. Пришла и правительственная телеграмма от Министра нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР товарища Федорова.

В этот же день в Коми филиале ВНИИГАЗа прошло торжественное заседание Ученого Совета. Впервые в институте так отмечали юбилейную дату сотрудника. Открыл совещание директор филиала Г. В. Рассохин, коротко рассказав об Анне Яковлевне, как о человеке и работнике.

Приветственные слова произнесли секретарь горкома КПСС товарищ Ю. Л. Жестарев, председатель горисполкома товарищ А. И. Зерюнов.

Потом выступали представители всех организаций города: заводов, предприятий, обществен­ных организаций. Зачитывали адреса, дарили подарки. Теплых слов было сказано очень много. Многие выступающие говорили о совместной работе в годы войны. Подчеркивали, как Анна Яковлевна всем помогала, каким пользовалась уважением и авторитетом и... как ее боялись. 15 февраля произошла трогательная встреча с Раисой Александровной, которая приехала из Баку на НПЗ по работе. Она прибыла с завода, на котором когда-то работала и Анна Яковлевна. Раису Александровну с НПЗ привезли в лабораторию Коми филиала ВНИИГАЗа. Она рассказала, что ей перед отъездом дали поручение разыскать в Ухте А. Я. Молий, которую на заводе помнят, и что на заводе сохранился альбом, посвященный 20- или 25-летию завода, где есть фотография Анны Яковлевны.

За 12 лет работы в институте под ее руководством подготовлено более 30 научно-исследовательских работ. А. Я. Молий – автор и соавтор более 20 научных статей и публикаций, посвященных проблемам переработки углеводородного сырья месторождений Тимано-Печорской провинции, а также развитию города. К своему 70-летнему юбилею А.Я. Молий была удостоена звания «Почетный нефтехимик».

Лабораторию исследования и переработки газа и конденсата, ставшую такой же родной, как некогда Ухтинский НПЗ, Анна Яковлевна возглавляла до апреля 1979 года. Вплоть до своей кончины 12 апреля 1979 года.

Память об этой легендарной женщине ухтинцы хранят до сих пор. Она - почетный гражданин г. Ухты. В 2000 году А. Я. Молий посмертно присвоено почетное звание «Ухтинец века» в номинации «Нефтяная и газовая промышленность».