Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Поиск по сайту

Главная Клуб "Краевед" Доклады 55 лет назад был создан фотоклуб «Тиман»

А. Бирюзов 

55 лет назад был создан фотоклуб «Тиман»

В 1962 году в Ухте появилась новая самодеятельная творческая организация – при ЦДК нефтяников был создан фотоклуб «Тиман». В этом году исполнилось 55 лет с момента его организации. Это был один из творческих коллективов Ухты, в котором в свободное от работы время жители Ухты занимались любимым делом – фотографией. 

Основателями фотоклуба были признанные мастера фотографии: Иван Николаевич Кильдюшов, Виктор Семенович Семенов и Александр Степанович Мансуров.

Сейчас начинающим фотолюбителям даже представить себе трудно, каким долгим был путь от момента фотосъемки до получения конечной фотографии на бумажном носителе. Как в первом помещении фотоклуба на улице Мира, 1, так и позднее в Доме творческих работников, в переулке Прядунова, 3, были фотолаборатории, где фотопленку проявляли в темноте в бачках, для чего готовился специальный негативный раствор-проявитель, потом при красном свете опять же при помощи специального, позитивного, проявителя шел процесс печати фотографий. Затем фотографии промывались от остатков растворов, сушились развешанными на шнурах или при помощи большого круглого электрического глянцевателя. В целом процесс получения фотографии занимал до нескольких часов. И только потом тщательно отобранные снимки их авторы выносили на суд членов фотоклуба. Фотографии раскладывали на столах, шло коллективное обсуждение, которое часто переходило в жаркие споры. В этих спорах рождалась истина, по коллективному решению отбирались лучшие фотографии, отмечались их достоинства и недостатки. Занималось в этом коллективе около 40 человек.

Дебютировал Фотоклуб выставкой в ЦДК нефтяников, на которой было представлено более 100 работ. Среди них были природные и городские пейзажи, портреты ухтинцев, натюрморты, жанровые снимки. На эту фотовыставку в газете «Ухта» появилась рецензия журналиста Анатолия Козулина с весьма необычным названием: «Очень хорошо!» Не только сам факт появления в нашем городе фотоклуба Анатолий Николаевич считал хорошим событием, но и о фотоработах отзывы исключительно хорошие. Вот портреты наших современников: горняк в каске и спецовке читает газету, вот улыбающееся лицо сталевара УМЗа Анатолия Северюхина. Вот весьма оригинальные работы Ивана Кильдюшова: «Разбуженная тайга», «Тайга отступила», «Труд». Этими работами авторы воспевают людей труда, покоряющих студеный север.

Продукт творчества фотографа – фотография. Главным же продуктом фотоклуба были фотовыставки. Открытие каждой из них становилось значимым событием в творческой жизни города и обязательно освещалось в средствах массовой информации.

Вот, например, отзыв в газете «Ухта» о выставке, посвященной 35-летию клуба. Здесь рецензируются, среди прочих, работы Г. Захарова (фотография «Огни Черемушек»), В. Ноздратенкова («Оператор Ясеновец», «Автопортрет»), «Нестареющая профессия» (на фото – портрет учителя), «На уроке» (школьница слушает учителя). Здесь же отмечаются фотографии А. Грузинкина, Н. Гураевского, А. Гамбаряна, Г. Рябоконя, В. Лебедченко, геофизика Потапова, работников телестудии Г. Помадова и А. Борисова, кузнеца Г. Адамсона, слесаря Г. Василющенко, крановщика Денисова, техника Е. Астафьева.

А вот фрагмент из рецензии в газете «Ухта» о фотовыставке 1981 года (автор Л. Павлова, рецензию она назвала «В кадре – Север»). «С большим интересом знакомятся ухтинцы с открывшейся на днях 18-й по счету выставкой работ городского фотоклуба «Тиман», в которой семь авторов представили 70 фоторабот. Привлекают внимание фотографии: «В предгорьях Тимана», «Последние новости» (автор Н. Быков), «Дирижер», «Бурильщик», «Две трассы» (автор А. Мансуров), «Шалая вода» (автор Г. Лисецкий). Многие представленные на выставке снимки посвящены детям».

Самыми активными участниками фотоклуба в то время были Александр Мансуров, Александр Гороховский, Сергей Соколов, Александр Кияшко, Вадим Шабунин, Николай Темнов, Георгий Лисецкий, Николай Быков, Александр Скорняков. В 1982 году фотоклубу было присвоено звание «Народного». Из этого фотоклуба вышло несколько членов весьма престижного творческого Союза фотохудожников России.

Ухтинские фотографы принимали участие в фотовыставках и фотоконкурсах всех уровней, в том числе международных, а также в акции «Фотографы за возрождение культуры России». Их фотографии печатались в газетах «Ухта», «Красное знамя», «Известия», «Социалистическая индустрия», «Правда», в журналах «Крокодил», «Советское фото».

В первые годы участники фотоклуба работали только с черно-белой фотографией. В 1997 году, когда фотоклуб уже располагался в Доме творческих работников, к ухтинским фотолюбителям пришел цвет. Который позволил намного расширить диапазон языка фотографии, внес в работу фотолюбителей особый подъем, свежую творческую струю.

С 1976 г. по 1983 г. руководителем фотоклуба был Николай Быков

К сожалению, не всегда в фотоклубе царили мир и дружба: в творческих коллективах редко бывает тишь, да гладь. Не миновал трудных периодов и фотоклуб «Тиман». Так, в 1989 году разгорелся серьезный конфликт между фотографами с солидным опытом («отцами») и молодыми фотолюбителями («детьми»), суть которого была в разном подходе к творчеству в фотографии. Были разногласия и в использовании фотолаборатории клуба, в том числе в распределении химикатов, фотобумаги.

Но руководителю Кильдюшову, большому дипломату, удалось разрешить все эти разногласия. Иван Николаевич одновременно был и директором Дома творческих работников (сначала он назывался Домжур: Дом журналистов, потом – Домом творческих работников). Именно благодаря инициативе и пробивным способностям фотомастера Кильдюшова появился этот новый очаг культуры, под который были отданы помещения бывшего детского сада по проезду Прядунова, 3. Здесь на двух этажах были созданы весьма комфортные условия для занятий фотолюбителей, в том числе для проявления и печати фотографий. Самая большая комната на 2-м этаже позволяла не только проводить занятия фотоклуба, но и устраивать здесь фотовыставки.

Главным коллективом в Доме творческих работников был фотоклуб. Как в шутку тогда говорили тогда, «на квартире» у него разместились и успешно работали несколько коллективов художественной самодеятельности. Например, Клуб поющих ветеранов «Ностальгия», одна из национально-культурных автономий города. Здесь проходили также творческие встречи журналистов, поэтов, писателей, художников.

Все, кто имел какое-то отношение к Дому творческих работников, до сих пор с благодарностью вспоминают его руководителя Ивана Николаевича Кильдюшова, которого считали не только признанным мэтром фотографии, но и «главным «мотором» Дома творческих работников. Благодаря Кильдюшову фотолюбители Ухты имели возможность пообщаться с тогда еще живыми классиками отечественной фотографии страны. Благодаря широким связям и дару убеждения фотолюбители могли снимать на крупных предприятиях Ухты, на Первомайской площади в дни праздников, когда она была оцеплена милицией. Иван Николаевич организовал несколько интереснейших творческих поездок по районам Республики Коми.

Просуществовал фотоклуб 30 лет. Его финансирование обеспечивал профкомом объединения «Коминефть». В начале 1992 г. профком фактически отказался финансировать фотоклуб, была сокращена должность руководителя, и фотоклуб «де юре» прекратил существование. Однако работа фотоклуба продолжалась под руководством жены Ивана Николаевича Кильдюшова – Веры Ивановны Кильдюшовой на общественных началах.

В годы своей деятельности фотоклуб активно сотрудничал со средствами массовой информации, и многие их фотографии, особенно активных фотолюбителей, публиковались в газетах «Ухта», «Молодежь Севера», «Красное знамя», «Социалистическая индустрия», «Известия», показывались по Ухтинскому телевидению и телевидению «Коми гор».

Ухтинские фотографы принимали участие в выставках всех уровней, в том числе международных, в акции «Фотографы за возрождение культуры России». Фотоклуб «Тиман» может гордиться, что из его коллектива вышли члены весьма престижного творческого Союза фотохудожников России Иван Кильдюшов, Николай Быков, Александр Скорняков, Сергей Соколов, Вадим Шабунин, Олег Сизоненко. Некоторые фотолюбители по линии Союза фотохудожников побывали в творческих командировках: 1996 году в Испании – Вадим Шабунин и Николай Быков, в том же году во Франции – Георгий Лисецкий. Из тех командировок каждый из них привез по внушительной серии фотографий, многие из которых были опубликованы в печатных средствах массовой информации, показаны по телевидению. Ухтинские фотографы также были дважды участниками съездов Союза фотохудожников в Москве. Кстати, фотография Лисецкого «Шалая вода» получила призовое место на международном конкурсе фотографии в Испании.

Хотя каждый фотохудожник имел свое амплуа, но любимым жанрами были все-таки жанры художественного направления: это природные и городские пейзажи, портреты, натюрморты.

Участниками фотоклуба было снято большое количество фотографий документального жанра, которые по праву вошли в документальную летопись Ухты и Республики Коми. На основе фотографий членов городского фотоклуба «Тиман» в 1979 году был выпущен великолепный фотоальбом под названием «Ухта» внушительным тиражом – 50 тысяч экземпляров. Хочется добавить к названию: «Ухта и ухтинцы». Потому что альбом на 99 процентов состоит из фотографий нашего города Ухта и ухтинцев. В альбоме помещены фотоработы 23-х авторов. Среди них наиболее известные члены фотоклуба «Тиман»: Г. Адамсон, Е. Астафьев, Н. Быков, Л. Борисов, А. Бурнашов, А. Гороховский, И. Кильдюшов, Я. Коллунтаев, Г. Лисецкий, А. Мансуров, В. Надеждин, Г. Помадов, В. Семенов, В. Соколов, И. Ульяницкий, П. Юхно, Ю. Кэминь и другие. Надо особо отметить, что организацией выпуска фотоальбома занимался Дом творческих работников и прежде всего Иван Николаевич Кильдюшов.

Также об Ухте был выпущен на средства «Севергазппрома» внушительный цветной фотоальбом об Ухте «Ухта-Севергазпром», где автором всех фотографий является член фотоклуба Н. Быков. Он также – автор большинства фотографий в книгах о газовиках: «От «Сияния Севера» до Ямала», автор великолепных фотографий в книге «На рубеже тысячелетий», в фотоальбоме «Природа северного края», выпущенных на средства предприятия «Севергазпром».

Для многих участников фотоклуба увлечение фотографией стало впоследствии профессией. Так, фотолюбитель Георгий Лисецкий (который одно время был руководителем фотоклуба) стал профессиональным кинооператором (ведь кино – это 24 фотографии в секунду). В творческой биографии Лисецкого - внушительный список документальных кинофильмов профессионального формата об Ухте и Республике Коми (35 мм, с оптической фонограммой). Довольно долгое время Лисецкий был руководителем Сыктывкарского кинокорреспондентского пункта Ленинградской студии документальных фильмов. Под его руководством и с его участием было снято немало документальной кинохроники в Архангельской, Вологодской областях и Республике Коми. В последние годы жизни Георгий Евгеньевич работал фотокорреспондентом газеты «Красное знамя».

Стали профессиональными фотографами также Николай Быков (фотограф «Севергазпрома»), Олег Сизоненко (сейчас фотокорреспондент газеты «Ухта»), Виктор Чанин (бывший фотокорреспондент газеты «Ухта»), Александр Мансуров (бывший фотокорреспондент Ухтинской студии телевидения), Александр Скорняков (бывший фотокорреспондент газеты «НЭП»), Сергей Соколов (сейчас руководитель студенческого фотоклуба Ухтинского государственного технического университета).

Фотохудожник, Николай Быков любил повторять слова: «история пишется объективом». И фотолюбители Ухты продолжают писать своими фотообъективами историю Ухты.

В последние годы в жизнь фотолюбителей стремительно ворвались цифровые технологии. «Мокрый» процесс получения фотографии, как и сама фотопленка (которая позволяла снимать, увы, только 24 или 36 кадров) ушли в историю. Процесс получения фотографии сократился до фантастически короткого времени, значительно расширился диапазон языка фотографии, особенно в получения различных цветных спецэффектов. И мы видим по публикациям фоторабот в прессе, что ухтинские мастера фотографии достигли новых высот в фотомастерстве - как в художественном, так и в техническом планах. Они успешно, творчески используют все возможности цифровой фотографии. И хочется пожелать им новых успехов, творческих удач, новых фотопроизведений, которые бы радовали глаз зрителя, волновали его и в конечном итоге становились частью истории нашего города Ухта.

Автор текста А. Бирюзов
(на основе публикаций в печатных СМИ разных лет)
Сентябрь 2017 г.