Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Поиск по сайту

Ю. В. Сарычев

Культура

Своё выступление отношу к возникшей (по мнению некоторых членов нашего ухтинского клуба «Краевед») необходимости обсуждения современного понимания феномена «культура», а именно, речь пойдёт:

  • О влиянии культуры на общественную жизнь, на государственное и муниципальное строительство. О современном понимании культуры - её категориях и понятийном аппарате;
  • Об истории сложившихся в России подходов к определению «культуры»;

Прежде всего, следует отметить, что ХХ век оказался отмеченным крушением привлекательности трёх глобальных мировоззренческих философий, претендовавших на фундаментальное объяснение места человека в мире, на объяснение законов создания и функционирования человеческих обществ и государств. Речь идёт об исторической неудаче философско-идеологических построений национал-социализма, интернационал-социализма и, наконец, интернационал-либерализма (Оксфордский манифест либерального интернационала 1947 года). Исчерпанность этих крупных теорий побудила, как представляется, к дальнейшему поиску объяснительных концепций существования человека в мире природы и в отношениях с другими людьми. И в точке этих потребностей стала развиваться культурология – гуманитарная дисциплина о закономерностях развития человеческой культуры.

Первопроходцем в разработке методов культурологии можно считать нашего земляка, чьё имя присвоено Сыктывкарскому Государственному университету в марте 2015 года – речь идёт о Питириме Сорокине (1889-1968). Точнее, речь идёт о периоде творчества П.А. Сорокина, после написания им в 1937-1941 гг. крупной работы «Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. Это главный труд Сорокина в четырёх томах в 1937—1941 гг., который приобрел славу классического труда в области социологии и культурологии. На основе эмпирико-статистического изучения упомянутых подсистем общей «социокультурной системы» (искусства, истины, этики, права и общественных отношений) учёный пришёл к выводу, что в истории человечества существует три флуктуирующие суперсистемы: идеациональная, идеалистическая и чувственная. Каждая из них характеризуется соответствующим только ей пониманием окружающей реальности, природой потребностей, степенью и способами их удовлетворения. У Сорокина классификация разновидностей совокупности этих 4-х показателей выражена культурологическим термином «ментальность». И эта самая «ментальность» и определяет доминирующий тип большой социокультурной системы - идеациональной, идеалистической или чувственной. В 1946/48 годах Сорокин выступил с программой спасения человечества на базе «альтруистической любви и поведения». Кроме того, в период Второй мировой войны (примерно, в 1944 году) он, совместно с Николаем Сергеевичем Тимашевым стал одним из авторов своеобразной концепции конвергенции России и США. Основываясь на циклических закономерностях социальных революций (о которых говорили в частности Алексис Токвиль и Ипполит Тэн), принимая во внимание бурное развитие НТР – общей для всех типов современных Сорокину больших социокультурных систем, Сорокин и Тимашев высказал предположение о конвергенции (схождении) капиталистической и социалистической систем. Далее, развивая свои ранние идеи о социальной солидарности и об этике любви, Сорокин выступил с программой спасения человечества (а тупик человечества характеризовался им наличием чудовищных войн и революций ХХ века). Во многих послевоенных своих произведениях Питирим Сорокин предлагал свои подходы к восстановлению гуманности на базе «альтруистической любви»[1],[2],[3] и поведения и основал в Гарварде в 1949 году[3] Центр по изучению творческого альтруизма. Именно здесь, у Сорокина, в отличие от дисциплины истории, с её опорой на интерпретацию археологических и культурных источников, в отличие от социологии, с её опорой на позитивизм структурного философского анализа общества, выступила культурология, определив своим предметом рассмотрение междисциплинарного (истории, социологии, психологии, философии) стыка гуманистических ценностей (аксиологии человека и общественной аксиологии). Иными словами, культурология, от времён работы Питирима Сорокина с 1937 года и по сию пору рассматривает феномен культуры с точки зрения исповедуемых ею ценностей, составляющих самопроизводящее (деятельностью людей) себя ядро этой самой культуры в так называемых «текстах культуры», которые составляют общий «дискурс культуры» того или иного конкретно-исторического общества.

В Советской России, в СССР развитие культурологии как научной дисциплины о культуре можно отнести ко времени XX съезда КПСС (февраль 1956 года), который    был отмечен критикой культа личности и частично идеологического наследия Сталина, признанием новой идеологии мирного сосуществования государств с различными системами, и многообразия путей к социализму. Принимая во внимание некоторые исторические обстоятельства и решения ХХ съезда, а также методологию хрущёвской критики сталинизма на ХХ съезде КПСС, можно признатьрешения съезда проведёнными не с позиций марксизма-ленинизма, а с позиций культуры, с неклассовых общечеловеческих позиций методологиикультурологической дисциплины. Косвенным подтверждением данного обстоятельства могут служить, к примеру, определения китайскими коммунистами тогдашнего партийно-общественного курса СССР как «ревизионизм-ренегатства».[5]

Тем не менее «хрущёвская оттепель» периода 1953 – 1964 гг., открыла возможность развития научным школам, творческим силам советского общества. Следует отметить и технический подъём СССР того периода.

 Системный аксиологический (ценностный) подход получил своё развитие в нескольких гуманитарных научных центрах СССР, это были:

 – Московский логический кружок (МЛК) МГУ - неформальное объединение студентов, аспирантов и выпускников философского факультета МГУ в 1952-57(58) гг., ставившее целью построение на новых основаниях содержательной (содержательно-генетической) логики, теории мышления и гносеологии; [6]

- Тартуско-московская семиотическая школа. В центре её внимания семиотической школы были проблемы языка и культуры, представляющей собой систему, состоящую из "бинарных оппозиций"[7] и содержащую некий "универсальный код";[8]

- своё развитие культурология как дисциплина получила и в Ленинграде.[9]

Школы и направления современной отечественной культурологии оказались представлены специалистами-искусствоведами, системными аналитиками, философами, филологами, социологами, педагогами. Сегодня в России существует гуманитарная университетская научная дисциплина «культурология», есть такая некоммерческая общественная организация – Научно-образовательное культурологическое общество России (НОКО РФ)[10], [11]. Можно констатировать, что современное понимание культуры вышло за пределы её былого понимания как искусства или жанров искусства (литературы, живописи, кинематографии и подобное). Оно преодолело понимание культуры как «отрасли народного хозяйства» (которую можно развивать по «остаточному принципу»).

Культура сегодня понимается в предельно обобщённом, широком подходе как «механизм порождения, хранения, и трансляции социального опыта» [14 стр.68], как «механизм внегенетического наследования информации о поведении» (в определении Ю.М. Лотмана по цитате Г.Л. Тульчинского) [там же, стр. 69]. Словом, культура – это «вторая природа» человека, возникающая как следствие его адаптивно-преобразовательной трудовой деятельности в природной среде (первой природе). Сегодня, в XXIвеке развитие каждого общества прямо зависит от экономики, основанной на знаниях (инновационной экономики)[12]. Очевидно, что только «человек-в-культуре»[15] может организовывать и развивать такую экономику. В своё время перестройка 1985 года в СССР заглохла именно без поддержки культурной революции, без поддержки культурного, знающего человека. А вот большевистские «индустриализация» (1928-1941гг.) и «коллективизация» (1927-1937гг.) были в своё время поддержаны «культурной революцией» (статья В.И Ленина «О кооперации» 1923 года) – т.е., коренными изменениями в духовной жизни общества, преобразованиями и сменой базовых ценностей господствующего уклада и образа жизни, сопровождавших (или предваряющих) переворот в социально-экономической и политической сферах. (13)

Использованные источники:

  • Sorokin P/Social & Cultural dynamics: A Study of Change in Major Systems of Art, Truth, Ethics, law and Social Relationships / ПитиримСорокин; Пер. сангл. В. В. Сапова. — Санкт-Петербург: Изд-во Рус. Христиан. гуманитарн. Ин-та, 2000. — 1054 с. ISBN 5-88812-117-7.
  • Сорокин П. Восстановление гуманности. 1948, - цит., Сорокин П. Долгий путь. Автобиографический роман: пер с англ. Кротов П.П., Липский А.В. – Сыктывкар: СЖ Коми ССР, МП «Шипас»Ю 1991. – 304 с. ISBN 5-8412-0001-1.
  • Сорокин П. Долгий путь. Автобиографический роман: пер с англ. Кротов П.П., Липский А.В. – Сыктывкар: СЖ Коми ССР, МП «Шипас»Ю 1991. – 304 с. ISBN 5-8412-0001-1. Режим доступа http://podelise.ru/docs/index-366455-1.html
  • Кризис нашего времени: социальный и культурный обзор. – «Thecrisisofourage»/ Питирим Сорокин.— М.: ИСПИ РАН, 2009.— 384 с. ISBN 978-5-7556-0409-3. Режим доступа http://royallib.com/book/sorokin_pitirim/krizis_nashego_vremeni.html
  • «Народная армия непобедима. К 42-й годовщине создания Народно-освободительной армии Китая». – Передовая статья газеты «Женьминь жибао» 1 августа 1969 г. Режим доступа http://reftrend.ru/582675.html
  • Московский логический кружок (МЛК) МГУ, - статья Московский логический кружок. - «Википедия», режим доступа https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%BE%D0%BA.
  • Бинарная оппозиция, - статья. – «Академик», режим доступа http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/820/%D0%91%D0%98%D0%9D%D0%90%D0%A0%D0%9D%D0%90%D0%AF
  • Живов В. Московско-тартуская семиотика: ее достижения и ее ограничения. – Статья, - режим доступа http://magazines.russ.ru/nlo/2009/98/zh5.html
  • Каган, Моисей Самойлович, - статья. – «Википедия», режим доступа https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%BD,_%D0%9C%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%B5%D0%B9_%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
  • ВКонтакте. – страничка НОКО РФ, - режим доступа http://vk.com/nokorf
  • Сетевое сообщество Российская культурология, - НОКО РФ, - режим доступа http://culturalnet.ru/main/page/noko.html
  • Малинецкий, Г.Г. Будущее России. - Доклад Георгия Малинецкhttp://www.youtube.com/watch?v=YSlZw_TvxZsого в Дубне, http://www.youtube.com/watch?v=YSlZw_TvxZsдоктора физико-математических наук, профессора, заместителя директора по науке ИПМ РАН. – Режим доступа http://www.youtube.com/watch?v=YSlZw_TvxZs
  • Культурная революция. – Статья, - Новая философская энциклопедия, Институт философии РАН Copyright 2007-2010, режим доступа http://iph.ras.ru/elib/1579.html
  • Тульчинский Г.Л. Культурология и образование, - статья: «Человек. Культура. Образование. Научно-образовательный и методический рецензируемый журнал». – № 4(6) 2012 г. - Сыктывкар: Изд-во СГУ им. Питирима Сорокина. 2012.ISSN 2223-1277.
  • Фадеева И.Е., Сулимов В.А. Семиозис: Субъективная антропология субъективной реальности. – СПб.: Изд-во «Астерион», 2013. – 252 с. ISBN 978-5-00045-070-3.