Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Поиск по сайту

Главная Клуб "Краевед" Доклады Триумф инженерной мысли: исторический очерк

Г. Г. Тиктинская 

Триумф инженерной мысли: исторический очерк

Когда предприниматель, гвардии капитан Юрий Александрович Воронов в 1907-1908 гг. пробурил на речке Ярега скважину глубиной 115 м и удостоверился, что нефть в ней есть, он и не подозревал, что стал первооткрывателем ярегской залежи тяжелой нефти. Но извлечь ее из пласта, как не пытались, не смогли.

Разведочное бурение в районе Яреги, осуществленное в 1932 году, подтвердило уникальность Ярегского нефтяного месторождения. Нефть оказалась настолько вязкой, что добывать её обычным способом посредством буровых скважин оказалось совершенно невозможным. Специалисты пришли к выводу, что взять из недр такую нефть можно только шахтным способом. Применительно к добыче угля такой способ не диковина, но как добывать в шахте полужидкое горючее ископаемое в стране не знал ни кто. За границей при разработке нефтяных месторождений подземным способом применялись пневматические буровые станки, выпускаемые шведской фирмой «Крелиус».

Assembling machine
Сборка станка ПБС-2Т

 

Шахтный способ добычи нефти впервые был разработан в Советском Союзе в середине 30-х годов для Ярегского месторождения. Необходимость разработки и практического осуществления этого нового способа добычи нефти диктовалась тем, что, опытная эксплуатация Ярегского месторождения с помощью скважин, пробуренных с поверхности, не обеспечивала экономически выгодных дебитов из-за исключительно высокой вязкости нефти. Между тем нефть Яреги по своим качествам являлась ценнейшим сырьем для получения лаковых и дорожных битумов, для выработки низкозамерзающих смазочных масел и высокоактанового тракторного керосина.

Ухтинские инженеры П. З.Звягин, А. П. Нестеренко и А. И. Гармаш смело взялись за проектирование первой в СССР нефтешахты. Топографическая партия отправилась «привязывать» новый объект к местности. Честь отметить первый ствол шахты установкой топографического колышка выпала Константину Петровичу Гурскому, отбывавшему срок в «Ухтпечлаге». В 1933 году началось строительство нефтешахты № 1.

Ремонтно-механическому заводу (в последствии УМЗу) было поручено изготовление оригинального, большей частью никогда ранее не применявшегося оборудования. Насколько проектировщики и металлисты справились с порученным делом можно судить по тому факту, что в 1939 году уже началась опытно-промышленная эксплуатация первой шахты. Полностью же запустили шахту в работу в 1940 году.

Начавшаяся промышленная эксплуатация ухтинских нефтяных шахт, давших стране миллионы тонн нефти, оправдала возлагавшиеся на них надежды. Тогда же впервые получила широкое применение ухтинская система разработки месторождений такого плана, созданная местными специалистами. Новизна заключалась в том, что разбуривание нефтяной залежи велось большим количеством коротких скважин, проводимых из горных выработок в надпластовом горизонте. Больше скважин - больше работы Ремонтно-механическому заводу. Чем больше и лучше работал завод, тем большим количеством оборудования располагала специализированная строительная организация «Шахтострой», созданная в 1940 году.

В мае 1942 года началось строительство нефтешахты № 2, которое было затем приостановлено до конца войны. Только 1 августа 1948 года эта нефтешахта было введена в промышленную эксплуатацию.

Всю осень 1946 года завод выполнял срочные заказы для обеспечения ввода в эксплуатацию нефтешахты № 3. Шахта должная была выйти на промышленную мощность 150 тысяч тонн уже в 4 квартале 1946 года.

Заказам Яреги на РМЗ изначально уделялось особое внимание, потому, что механическое оснащение шахт было по существу экспериментальным, и как нередко случалось по ходу монтажных работ в начале эксплуатации вносились изменения, исправления, дополнения и т.д. Подчас приходилось элементы оборудования переделывать заново. Такая работа требовала тесных контактов и взаимопонимания со специалистами Яреги.

Из воспоминаний Н. Н. Потетюрина, в бытность его заместителем генерального директора Производственного объединения «Коминефть».

«С первых дней строительства, а затем эксплуатации нефтешахт влияние РМЗ на деятельность этих уникальных горных предприятий всегда чувствовалось особенно остро. В начале эксплуатации нефтешахты № 1, когда нельзя было рассчитывать на получение оборудования в централизованном порядке, Ремонтно-механический завод наладил его изготовление. Тут были и резервуары большой емкости из толстолистового железа, и шахтные клети с парашютным устройством, отвечавшие всем требованиям техники безопасности. Когда появилась потребность в вагонетках-«козах» для доставки крепежного леса на проходческие участки, завод стал выпускать и транспортное оборудование различных типов, включая вагонетки с боковым опрокидом, скипы для доставки пород на терриконик и многое другое.

Особенно хотелось бы отметить весь сложный комплекс разработки и изготовления в первые послевоенные годы бурового станка «Ухтинец» и передвижного двухплунжерного вертикального насоса для промывки буровых скважин, выпуск которых завод освоил в рекордно короткий срок».

Новая отрасль горно-добывающей промышленности - подземная разработка нефтяных месторождений - с первых дней своего рождения не имела глубокого теоретического обоснования и основывалась в основном на практическом опыте. Это в полной мере относилось и к вопросам подземного бурения дренажных скважин, являющихся важнейшим элементом общего комплекса работ при подземной добыче нефти на Ярегском месторождении.

На первых порах бурение в нефтешахтах производилось распространенными в то время станками КА-2М-300 и КАМ-500, совершенно не приспособленными для работы в подземных условиях. На смену им пришли более или менее специализированные подземные буровые станки ПГ-200-40-25, изготовленные заводом им. Воровского в Свердловске по специальному заказу Ухтокомбината.

Летом 1945 года после трех лет эксплуатации нового бурового станка ПГ-200-40-25 на нефтещахте № 1 Яреги пришли к выводу, что станок этот изобилует конструктивными недостатками, требующими срочного устранения. Была организована конструкторская группа для перепроектирования станка в составе старшего инженера проекта, механика горцеха нефтешахты № 1 В. Н. Штуберта, инженеров-конструкторов проектного отдела Ухтокомбината А. Д. Тарасова, П. Г. Бараника, представителя нефтешахты И. А. Кривомазова, начальника технического отдела РМЗ В. И. Грейпана, инженеров-конструкторов завода К. М. Коберского и В. А. Браславского.

В октябре 1945 года закончили чертежи общего вида обновленного станка ПГ-200 и всех его узлов, произвели расчеты и обоснования, а затем приступили к воплощению изменений в металле. Обновленный буровой станок назвали «Ухтинец». С 1952 по 1954 г.г. было изготовлено 35 таких станков с электроприводом мощностью 21,5 кВт. Они с успехом эксплуатировались не только на нефтешахтах Ухты, но и на ряде горнорудных предприятий страны.

Но и эти станки имели принципиальный недостаток: приводом служили электродвигатели взрывоопасного исполнения.

К началу 50-х годов стало абсолютно ясно, что так называемый кустовой способ разработки Ярегского месторождения, когда бурились плотной сеткой неглубокие (40-50 метров) отвесные скважины, весьма затратный из-за большого метража непроизводительного бурения, т.к. оно осуществлялось по пустым надпластовым породам. Была спроектированная существующая и поныне уклонно-скважинная система разработки, в основу которой положено бурение длинных (до 250 метров и более) пологовосходящих и нисходящих дренажных скважин, пройденных непосредственно в продуктивном пласте. В этом случае непроизводительное бурение по пустым породам сведено до минимума, и вся цилиндрическая поверхность скважин является поверхностью дренирования. Кроме того, эта система разработки обеспечивала значительное сокращение горных работ.

Переход на новую уклонно-скважинную систему разработки поставил во главу угла вопрос обеспечения полной безопасности работ в газонасыщенной взрывоопасной среде нефтеносного пласта. Широкое промышленное применение новой более производительной и экономичной технологии разработки было напрямую поставлено в значительную зависимость от создания соответствующего бурового станка с заданными техническими характеристиками, выработанными опытным путем.

Перед инженерами-конструкторами Ухты стояла сложнейшая задача создать буровой станок, наиболее полно отвечающий следующим техническим требованиям:

  1. Станок должен гарантировать полную безопасность работ во взрывоопасной по газу и пыли среде, для чего необходим герметичный отвод газа и герметичность на устье скважины, исключающий пылеобразование. Двигатель станка должен исключать малейшую вероятность искрообразования. Принцип работы станка должен быть основан на вращательном способе бурения.
  2. Станок должен обеспечивать регулирование осевого давления на инструмент в диапазоне от 0 до 6000 кг и чисел оборотов инструмента в интервале от 0 до 300 об/мин в зависимости от различных пород - от самых мягких до твердых.
  3. Привод станка должен обладать эластичностью, обеспечивающей плавность передачи вращения инструменту и сглаживание ударов и вибраций, возникающих в процессе бурения.
  4. Конструкция станка должная обеспечивать бурение скважин в любом направлении с одной установки станка, надежность работы, простоту кинематической схемы, легкость управления и обслуживания, минимальные габариты и вес, облегчающие транспортировку и монтаж станка в горных выработках без изменения обычных габаритов. Конструкция и принцип работы должны по возможности обеспечивать весь комплекс работы при бурении, вращение и подачу инструмента, спуско-подъемные операции, промывку и герметизацию скважины, запитываемость от одного источника единым видом энергии. Должна быть обеспечена возможность группового питания нескольких станков от одного первичного двигателя, что повышает к.п.д. установки за счет коэффициента одновременности работы буровых станков и т.д.

Только таким хотели видеть шахтеры станок и никак не другим.

Практическим осуществлением, так сказать материализацией самой идеи станка, явилась предложенная группой инженеров тогда уже Ухтинского механического завода и Ухтокомбината принципиальная гидрокинематическая схема и конструктивная компоновка бурового станка, двигателем которого явилась многоступенчатая осевая гидравлическая турбина. Они легли в основу рабочего проектирования и последующего изготовления на УМЗе первого опытного бурового станка ТБС-1.

18 сентября 1953 года начальник Ухтинского механического завода Федор Васильевич Моисеев докладывал Ухтинскому горкому КПСС и руководству Ухтокомбината о подарке металлистов Ухты IX-й партийной конференции - новом станке для шахтной добычи нефти на Яреге.

ТБС-1 явился прототипом серийных буровых станков ПБС-2Т и ПБС- 2ТА, сконструированных и изготовленных на Ухтинском механическом заводе позже.

Годичный период между выпуском бурового станка ТБС-1 (декабрь 1953 г.) и выпуском первой партии серийных буровых станков ПБС-2Т (декабрь 1954 .) явился периодом дальнейших творческих исканий наиболее правильных технических решений задачи создания высокопроизводительного и экономичного бурового станка. Эти искания протекали непосредственно на нефтешахте, где испытывался буровой станок ТБС-1 и на УМЗе, где был смонтирован специальный испытательный стенд. Протоколом совещания руководства Ухтокомбината и УМЗа заводу были компенсированы затраты на проектирование и изготовления бурового станка ТБС-1 в сумме 135036 рублей с отнесением затрат по статье «Рационализаторство и изобретательство» солидарно на нефтешахты 1, 2 и 3.

«Совместный поиск решения такой задачи, как создание станка с заданными техническими параметрами привел инженера-конструктора УМЗа А. М. Котлярова, инженера нефтешахты А. С. Осипова и начальника Ухтокомбината Е. Я. Юдина к созданию оригинальной конструкции станка, отвечающей практически всем требованиям» - такова была официальная версия того времени. УМЗ же якобы только изготовил станок в металле.

«В действительности Юдин и Осипов были крупными начальниками и помощь от них заключалась в лучшем случае «не мешать», а вовремя подписать и завизировать нужный документ на отпуск необходимых материалов, перевести нужного специалиста на работу на такой-то участок и т.п.» - выразил свое отношение к авторству станка в своих воспоминаниях активный участник создания станка мастер завода Д. А. Рудый. Истинные изобретатели и конструкторы, входившие в группу Котлярова, совсем недавно отбыли свои срока в «Ухтижемлаге и не были еще реабилитированы. Признать изобретателями авторский коллектив бывших заключенных было немыслимо в начале 50-х годов прошлого столетия. Но создали станок «от» и «до» именно бывшие з/к УМЗа.

Объём проектирования станка составил 120 листов чертежей. Было спроектировано и изготовлено для опытной серии этих станков 45 единиц различных приспособлений и 120 единиц специального инструмента.

Приказом № 31 от 23 июля 1954 года изготовление буровых станков ПБС-2Т было запущено в производство.

Из приказа по Ухтинскому механическому заводу № 220 от 24 сентября 1954 года «О срочном изготовлении буровых станков ПБС-2Т»:

«В связи с распоряжением Министерства нефтяной промышленности и Ухтокомбината об изготовлении до конца года 6 станков ПБС-2Т обязываю всех начальников цехов работы по изготовлению станков выполнять в первую очередь».

Необходимо отметить, что к началу работ по созданию станка завод располагал чуть более чем 500-ми единицами различного оборудования, в том числе около 100 единицами станочного парка, начиная от простых токарных до специальных. Но и это было не главным.

Вест ход развития завода в направлении высокой технологичности с одновременным созданием костяка высокопрофессиональных специалистов высшего и среднего звена, рабочей элиты, предыдущий опыт разработки и производства сложных станков и оборудования подготовили почву для резкого прорыва из рядового провинциального завода в число серьезных отраслевых машиностроительных заводов страны.

Зенон Мечиславович Майер, Анатолий Владимирович Смоктунович, Василий Константинович Терешин, Константин Матвеевич Коберский, Ионас Вацлавович Петравичус, Виктор Петрович Бахвалов, Петр Митрофанович Петрушенко, Александр Иванович Косолапкин, Георгий Георгиевич Демидов, Владимир Яковлевич Кобазев, Николай Иванович Ильин, Александр Михайлович Котляров, Моисей Нухимович Гольденберг, Карл Станиславович Гельнер, Владимир Аркадьевич Браславский, Анатолий Макарович Саморай, Борис Павлович Громадзкий, Армен Никитович Гондаксазян, Яков Рафаилович Файнштейн, Виталий Ильич Штейн, Борис Ильич Зильберквит - их светлые головы, их интеллект и инженерная мысль подготовили завод к тому, чтобы его с полным на то основанием причислили к машиностроительным предприятиям, где он и занял впоследствии достойное место.

Главная заслуга в этом, безусловно, принадлежит Федору Васильевичу Моисееву, который неустанно и последовательно направлял коллектив завода на достижение высоких результатов в труде, заражая подчиненных верой в их предназначение сделать свой завод лучшим, передовым, современным и авторитетным.

Завод был подготовлен к переходу на серийное производство серьезной продукции, а станок ПБС-2Т свился свидетельством такой готовности.

«Мысль о возможности создания такого оригинального станка не натолкнулась на скептические возражения и «подводные камни» безраличия и неверия, потому, что в коллективе воспитано было стремление ко всему новому, передовому» - читаем в записках В. Я. Кобазева. Инженер-конструктор В. Я. Кобазев в своих воспоминаниях подчеркнул предопределенность успеха при создании бурового станка «Успешному завершению этой работы послужило совпадение «гарантийных» (я так их назову) условий»:

  • счастливая идея Котлярова и вслед за ней появление мощной коалиции изобретателей во главе с начальником Ухтокомбината Юдиным, с его «потенциальной» силой, непрерывно воздействующей на УМЗ;
  • наличие на УМЗе достаточного станочного и прочего необходимого оборудования;
  • чисто случайное появление в Ухте первоклассного инженера- конструктора, механика-проектировщика Дмитрия Николаевича Рудина - представителя ведущей группы современного моторостроения, в недавнем прошлом авиаконструктора КБ Туполева;
  • наличие в Ухте специалиста, энергетика-турбинщика Сергея Давидовича Крыжановского;
  • непрерывного участия, как в проектировании, так и в изготовлении выдающихся специалистов, «золотых мастеров Дмитрия Андреевича Рудого и Ивана Лоренцовича Зеленского.

Совпадение всех этих условий оказалось на редкость удачным и необходимым.

Главной предварительной задачей, решение которой в цехах УМЗа явилось ступенью на пути повышения квалификации завода, были технические условия на проектирование станка, лично разработанные Д. Н. Рудиным и по его настоянию утвержденные начальником Ухтокомбината Е. Я. Юдиным, а также технические условия на изготовление, разработанные при участии высококвалифицированных конструкторов И. Б. Бабина, В. И. Молодцова, всех членов группы Котлярова, мастеров Д. А. Рудого и И. Л. Зеленского.

По настоянию Рудина и некоторых других инженеров была принята система взаимозаменяемости основных узлов и деталей, что вызывало бурные (вплоть до полного разрыва отношений) столкновения между Котляровым, которому нужен был просто работающий станок, и Рудиным, который поставил в технические условия задачу получить от УМЗа продукции, равноценную продукции заводов из первой шеренги в СССР. УМЗ этого в результате и добился. Было совершенно ясно, что отдельную, даже отличную деталь может сделать любой хороший мастер и на любом заводе. А вот чтобы сделать серию одинаковых по допускам и технологическим качествам узлов и деталей, проходящих целый ряд операций по разным цехам — для этого требуется квалификация уже всего завода со всеми его материальными и кадровыми ресурсами.

Весь многотрудный для УМЗА процесс его самостоятельного производства и доведение станка до кондиции - это, по-моему, аттестат зрелости завода. Это был подлинный триумф УМЗа, потребовавший напряженного скачка в освоении производства точных механических работ не на отдельных деталях, а на законченном их комплексе».

«На заводе давно проявлялся интерес к станкостроению Достаточно вспомнить изготовление токарно-винторезного станка, капитальный ремонт металлорежущх станков, буровых станков различного типа, дизелей. Весь прошлый опыт изготовления различных приспособлений, сложных деталей машин, запасных частей, оборудования помог заводу преодолеть, казалось бы, неприступный в таких условиях машиностроительный барьер» - писал Ф. В. Моисеев.

Все познается в сравнении. Чтобы показать насколько новый станок превосходил своих предшественников, приведу сопоставимые коммерческие скорости в метрах на станко-месяц: ПГ-200 в 1953 году - 1200 метров; «Ухтинец» в 1955 году - 1780 метров; ПБС-2Т в 1955 году - 2597 метров при равных условиях. То есть, процентное отношение показателей ПБС-2Т к «Ухтинцу» за 1955 года составило 146%, при этом получили значительное снижение себестоимости метра проходки на 18-27%.

«Наши творческие задачи» - так называлась статья начальника конструкторского бюро УМЗа А. М. Котлярова («Ухта» от 24 августа 1955 года).

«15 июля нынешнего года Совет Министров СССР решил отправить в качестве экспоната на Международную промышленную выставку в Вену изготовленный на Ухтинском механическом заводе новый универсальный станок подземного бурения ПБС-2Т.

За короткий срок работники конструкторского бюро т.т. В. Я. Кобазев, Д. Н. Рудин, М. Н. Голъденберг, И. В. Петравичус, К. Б. Бабин, В. Н. Молодцов, В. С. Шубин, Н. Н. Протопопов, Л. Л. Говсеев при участии инженера конторы «Электроток» С. Д. Крыжановского и главных механиков шахт того времени Бакарджиева и Петровского сдали в производство чертежи нового станка.

С первых дней использования ПБС-2Т в буровых галереях оправдались расчёты конструкторов. Введенный на новом станке гидравлический привод обеспечил полную безопасность бурения, он обладает способностью автоматически и в широких пределах в зависимости от переменной нагрузки изменять число оборотов бурового инструмента, а это в свою очередь позволяет использовать всю мощность двигателя для бурения скважин.

Помимо работ по созданию нового станка конструкторы завода решали актуальные задачи по обеспечению безопасности и росту производительности труда на подземном бурении. Предложенный конструкторами завода газоотводитель с гидравлическим затвором уже нашел широкое применение на нефтешахтах Ухтокомбината.

Немало пользы принесет сконструированное и изготовленное на УМЗе, а затем испытанное на нефтешахте № 1 двухшарошечное долото с нижней промывкой, которое позволит примерно процентов на 40 увеличить механическую скорость бурения.

Успешно прошел заводские испытания также сконструированный недавно гидравлический патрон для зажима буровых штанг.

В настоящее время конструкторское бюро завода работает над проблемой автоматизации основных процессов бурения, изобретением первого бурового автомата, над сокращением спускоподъемных операций путем создания инструмента с большой проходкой на долото. Кроме того, нам предстоят большие работы по приспособлению подземного станка к требованиям других предприятий горнорудной промышленности, ибо в ближайшее время Ухтинский механический завод должен отправить станки ПБС-2Т в Кривой Рог, Баку, Кузбасс, Воркуту и другие города.

Кроме этого по решению технического совета Министерства нефтяной промышленности мы должны будем в ближайшее время на базе ПБС-2Т сконструировать буровой станок для структурного бурения».

С 1955 года УМЗ приступил к серийному выпуску станков ПБС-2Т со следующими техническими характеристиками:

Станки эти с маркой «УМЗ» демонстрировались на технических выставках в Москве, Лейпциге (Германия), Вене (Австрия), Милане (Италия). Всего было выпущено 40 станков ПБС-2Т, которые до сих пор не имеют равной себе замены ни в нашей стране, ни за рубежом.

Не только инженерам и мастерам завода принадлежала заслуга рождения станка, но и большому числу квалифицированных рабочих. Среди них Николай Илларионович Величко, модельщик с 23-летним стажем на момент работы над станком. Славу опытного модельщика Величко приобрел на УМЗе, и не было дня, чтобы он не выполнил дневной нормы. Ему доверили делать модели для отливки станка «Ухтинец». За участие в создании новой техники Николай Илларионович получил благодарность от руководства Ухтокомбината. О его коллеге Н. К. Мельнике газета «Ухта» 17 июля 1957 года написала: «20 лет работает на УМЗе Николай Кузьмич Мельник. О старейшем металлисте предприятия знают не только в цехе нефтеаппаратуры, но и во всех других цехах. Его заготовки, которые он мастерски изготовляет с помощью металлических ножниц, поступают к электросварщикам, котельщикам и даже к кузнецам. В этом году коллектив завода начал выпуск горнопроходческих лебедок для нефтешахт. Н. К. Мельник на своем станке сделал для них немало заготовок-полуфабрикатов. А сколько деталей он изготовил для станков подземного бурения! И все это сделано только отличного качества. Мастер отличного качества называют его на заводе».

Упоминал о лебедках и Н. Н. Потетюрин в своих воспоминаниях:

«Для проходки скважин по новой системе потребовалась маневренная малогабаритная с аварийным тормозом лебедка. Группа инженеров шахт предложила конструкцию такой лебедки, а изготовление ее было организовано на УМЗе. Завод поставил шахтам 75 таких лебедок, значительно облегчивших труд шахтеров и повысивших темпы работ.

Все, что было сделано УМЗом для нефтешахт, трудно перечислить. Можно с уверенностью сказать, что коллектив УМЗа безусловно сыграл огромную роль в том, что единственные в мире Ярегские нефтешахты стали крупными промышленными предприятиями».

Первой бригадой, освоившей новый станок, стала бригада Мельникова Н. И. на нефтешахте № 2. Опыту работы бригады Мельникова даже было посвящено совещание в Ухтинском горкоме КПСС 23 марта 1956 года, на котором отмечалось, что «при освоении нового бурового станка бригада ежемесячно улучшала показатели по скорости бурения. Если в ноябре месяце1955 года коммерческая скорость бурения составила 2100 м, то в феврале 1956 года достигла 3160 погонных метров на станок».

Бюро горкома КПСС постановило организовать распространение опыта работы буровой бригады Мельникова среди бригад нефтешахт, а также поставило перед умзовцами задачу устранения непроизводительного времени в бурении при конструктивном усовершенствовании своего станка.

Работа по усовершенствованию своего «детища» вошла в новую фазу. В ходе анализа работы станков было выявлено то, что резервы роста производительности и снижения себестоимости бурения есть. Прежде всего, это снижение потерь времени на вспомогательные операции.

Дальнейшее повышение эффективности бурового станка шло в направлении механизации и автоматизации операций зажима и освобождения в патроне буровых штанг, позволяющих сократить 1 человека и исключить 125 минут непроизводительного времени, обеспечить дистанционное управление лебедкой и всеми кранами, автоматизацию всех функций бурового станка, осуществляемых в процессе бурения: вращение инструмента, подачи инструмента, перехват буровых штанг и т.д. Дистанционное управление лебедкой и кранами было осуществлено уже после выпуска 20-го по счёту станка. Последующие оснащались рычажным дистанционным управлением, которое обеспечивало управление лебедкой с рабочего места. Решению этой задачи во многом способствовало рационализаторское предложение мастеров Д. А. Рудого и И. Л. Зеленского «Новая конструкция кранов управления и автоматики бурового станка ПБС- 2Т». Насос с гидроприводом для перекачки нефти был создан этими же мастерами.

Возможность автоматизации всего комплекса операций, осуществляемых станком в процессе бурения на основе одной из присущих ему особенностей - использование единого гидравлического вида энергии - предусматривалось еще при первоначальной разработке конструкции этого станка. Первым шагом на пути практической реализации этой идеи явилось создание гидравлического патрона, без которого возможность автоматизации была бы неосуществима.

Следующим этапом в этом направлении явилось создание первого опытного экземпляра автоматизированного бурового станка ПБС-2ТА, переданного в августе месяце 1956 года для промышленных испытаний на одну из нефтешахт Ухтокомбината.

Результат этих испытаний полностью подтвердил реальность осуществления автоматизации, а выявленные некоторые недостатки первоначальной схемы автоматики позволили разработать совершенную схему, которая обеспечила выпуск УМЗом с начала 1957 года автоматизированных буровых станков ПБС-2ТА.

Автоматизация коснулась поддержания наиболее эффективного режима бурения, а механизация отворачивания бурильных штанг. Была создана оригинальная конструкция комбинированного вращятеля с совмещенным в нем гидравлическим патроном. Основной отличительной особенностью автоматизированного бурового станка является наличие довольно своеобразного блока сервоцилиндров, которые под действием напора воды (давление 20-25 атм), автоматически действуют на краны управления и, следовательно, на все основные операции процесса бурения. Позже в Ухтокомбинате заговорили о возможности использования буровых станков ПБС-2ТА для бурения с поверхности при разведочных работах и разработках открытым способом: самоходную буровую установку или передвижную. Какую предпочесть? Было решено в ходе опробования испытать и те, и другие. УМЗом была выпущена и успешно эксплуатировалась передвижная буровая установка с бурстанком ПБС-2Т, смонтированном на тракторе С-80.

Так шаг за шагом создавался уникальный станок для подземного бурения, который по компетентному мнению специалистов можно без преувеличения причислить к достижениям технической революции.

Выпуск заводом буровых станков был прекращен задолго до закрытия предприятия. Но станки продолжают эксплуатироваться по сей день. На Яреге накоплен опыт проведения капитальных ремонтов этих станков. В процессе проведения капитальных ремонтов инженером-конструктором Б. Г. Левиным были модернизированы многие узлы станка, что улучшило технические характеристика станка.

Станок для подземного бурения - это яркий образец научного, творческого поиска и инженерной мысли ухтинских специалистов.

Автор благодарит бывшего директора УМЗа А. Б. Медуховского, председателя Ухтинского городского клуба «Краевед» И. Д. Пашковскую, директора музея Ухтинского государственного технического университета Е. А. Зеленскую за помощь в подготовке этого очерка.

При подготовке очерка использовались архивные документы Ухтинского механического завода, хранящиеся в Ухтинском городском историко-краеведческом музее.