Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Поиск по сайту

Главная Клуб "Краевед" Клубные мероприятия Историческая повесть о железной дороге
Историческая повесть о железной дороге

«Прочитал на одном дыхании», – прозвучало в отзывах ветеранов-железнодорожников на книгу Василия Перепона «Воркутинское направление Северной железной дороги. Страницы истории и современность», презентация которой прошла 17 февраля в Центральной библиотеке.

Наверное, по-другому и быть не могло. Имя Василия Перепона известно всем железнодорожникам страны. И не только потому, что выпускники одного из лучших учебных заведений по оценке аттестационной комиссии Ухтинского техникума железнодорожного транспорта трудятся на всех дорогах страны, а Василий Пантелеймонович после окончания Днепропетровского института с 1954 по 1997 годы работал в УТЖТ. Его знают как автора четырех учебников по специальным дисциплинам, которые выдержали несколько изданий. По ним до сих пор учатся студенты не только техникумов, но и вузов. Один из учебников в 1986 году был представлен на ВДНХ в павильоне «Народное образование». А началось все с рецензий в профессиональные журналы на статьи по своей специальности. Он не терпел никаких неточностей, устаревших сведений, тем более фактических ошибок. Однажды из министерства прислали рукопись будущего учебника с просьбой написать отзыв. На ста страницах изложил ухтинец свои конкретные замечания, вот тогда в первый раз ему предложили выступить соавтором. Было это в 1972 году. Зато Василию Пантелеймоновичу «разрешили посещать все отделы Управления грузовой и коммерческой работы МПС, получать новинки, правила и инструкции, которые еще не были опубликованы и утверждены. В техникум поступала новая информация намного раньше, чем в отделения дороги и на железнодорожные станции». За свой большой вклад в дело подготовки специалистов Василий Перепон удостоен следующих званий: «Заслуженный учитель школы Российской Федерации» (1996), «Заслуженный учитель Коми АССР» (1968), «Отличник среднего специального образования» (1984), «Почетный железнодорожник».

Все, кто близко знал Василия Пантелеймоновича, всегда с удовольствием слушали его увлекательные рассказы. О железной дороге он, кажется, знал все. Жадный до новых впечатлений, побывал на каждой станции, встречался с очевидцами и участниками строительства, внимательно читал и собирал все, что печаталось на эту тему в разные годы историками, журналистами. И если использовал цитаты из уже опубликованных книг и воспоминаний, обязательно ссылается на автора, что иногда «забывают» сделать современные исследователи. Так, он не только пишет о том, что первый пассажирский поезд был отправлен из Ухты на Котлас 7 ноября 1940 года, его время в пути составляло 7 суток, но и приводит воспоминания пассажиров. В 1941 году на этом поезде в Ухту ехала будущий директор школы № 2 Полина Куприяновна Каширина.

Первые читатели книги высоко оценили огромное количество статистических данных об использовании труда заключенных на строительстве Северной ж.д. И хотя времена изменились, немногие авторы спешат приводить эти страшные цифры. Владимир Назаренко (зам нач. отделения по путевому хозяйству с 1958 по 1978 годы на Воркутинском и Сосногорском отделениях Северной ж.д.) вспоминал, как «уже, учась в ЛИИЖТе, на лекции в 1963 году услышал, что дорогу строили комсомольцы. Нас было пятеро из Коми АССР, мы возмутились, но на этом дело и кончилось».

Из книги мы узнаем подробности, как возводился мост через Печору. Его строительство было приостановлено из-за отсутствия недостающих металлических ферм. В феврале 1942 года Постановлением Государственного Комитета Обороны было выделено 7, 7 тысяч тонн металлоконструкций Дворца Советов, чья 417-метровая громада по проекту должна была опираться на мощный металлический каркас. Возведенные конструкции разобрали и использовали на сооружение новых мостов, в том числе на Северо-Печорской магистрали. Большую кропотливую работу провел автор в описании истории проектирования Северо-Печорский дороги. Он приводит массу фамилий и подробностей. Среди изыскателей был, например, патриарх советской транспортной науки Владимир Образцов (1874-1949). Летом 1937 года в поселок Ропча (станция Крепежная) прибыла изыскательская экспедиция под его руководством. В составе первопроходцев экспедиции был его сын Сергей - будущий руководитель Центрального театра кукол, народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, который решил таким образом провести свой отпуск.

Ветеранов-железнодорожников подкупает, что, будучи специалистом в области грузовой и коммерческой работы на железнодорожном транспорте, Василий Пантелеймонович профессионально описывает новшества, внедренные на дороге в 60-90 годы связистами, путейцами, энергетиками и другими специалистами. Они отмечают его высокую эрудицию и справедливо называют инженером с большой буквы.

И еще. Все, кто успел прочитать книгу, не могли не обратить внимания на сочный добротный настоящий писательский слог автора. «Это большая редкость, когда «технарь» по образованию так владеет литературным языком, описывая свои поездки, например, на «мертвую дорогу» Салехард-Игарка и другие. Это умение писать, и позволило создать замечательную историческую повесть о строительстве магистрали. Работа получилась отменная, - подчеркнул выпускник УТЖТ, кандидат технических наук, краевед Юрий Теплинский.

Книга Василия Перепона была готова еще в 2010 году. На первых порах он не сомневался, что влиятельные выпускники УТЖТ, руководители Управления Северной дороги в Ярославле помогут с изданием книги. Был очень удручен, что средств на ее издание у железнодорожников так и не нашлось. В память об отце за свой счет ее напечатали сыновья. Сейчас они готовят для сдачи в типографию его историко-автобиографический роман «Правда жизни». Семья благодарна, что одна из его частей «Мы - дети войны!» вышла в свет с помощью городского Совета ветеранов Ухты.

В заключение вечера в Центральной библиотеке внучка Василия Пантелеймоновича прочитала свои талантливые стихи, посвященные деду. Она пишет с 6-ти лет. Дед всегда поддерживал ее, стремился развить ее склонности к литературе, сам отвел в студию «Огонек» литобъединения для начинающих, за что Женя ему очень благодарна. Недавно у нее вышла первая книга стихов.

Евгения Нестерова

Фото Гражины Микенайте

Больше фото ВКонтакте