Поиск по сайту

Главная Новости Предпринимателям НОВОЕ В ПРИМЕНЕНИИ ОНЛАЙН-КАССЫ
НОВОЕ В ПРИМЕНЕНИИ ОНЛАЙН-КАССЫ
23.01.2017

Три года назад Минфин России инициировал проект по переходу органи­заций и индивидуальных предпринимателей на передачу кассовых чеков в налоговые органы в электронном виде. Предполагалось, что это обеспечит прозрачность расчетов, позволит бизнесу снизить издержки в части использова­ния ККТ и защитит права потребителей. Законопроект вызвал бурное обсуждение в профессиональном сообществе, что заставило авторов документа серьезно его перерабатывать. В течение двух лет они вносили в него изменения, пока, наконец, документ не дошел до Госдумы.

Параллельно с работой над законопроектом было решено провести эксперимент по использованию предлагаемых онлайн-касс, который позволил бы определить технические возможности эксплуатации кассовых аппаратов, а также оценить финансовую эффективность и сервисную составляющую. Около 1000 компаний в Москве, Подмосковье, Калужской области и Татарстане с августа 2014 года по февраль 2015 года начали работать по новой технологии. По информации ФНС, к системе электронной передачи данных было подключено 3239 единиц контрольно-кассовой техники.

В итоге налоговые органы получили данные о 18,37 млн чеков и оборот средств, прошедших через онлайн-кассы, составил свыше 13,97 млрд рублей. Эксперимент признали успешным, эффективность от использования новой техники - высокой, и решение о повсе­местном внедрении было принято.

Основные изменения
- Вся информация о расчетах с покупате­лями в электронном виде будет передаваться онлайн в адрес налоговых органов через оператора фискальных данных.

- Предусмотрена электронная регист­рация ККТ. Не придется теперь посещать налоговую инспекцию и нести туда кассовый аппарат.
- Изменится сам кассовый аппарат, вместо ЭКЛЗ будет применяться фискальный накопитель.
- Чек по желанию покупателя может быть отправлен ему на электронную почту, что позволит легко его там найти в случае необходимости.
- Предусмотрен поэтапный переход на применение новой контрольно-кассовой техники. Кассовые аппараты старого образца будут регистрироваться до 1 февраля 2017 года, их можно бу­дет использовать до 1 июля 2017 года. После этой даты онлайн-кассы станут обязательными для всех, кто уже использует ККТ. С 1 июля 2018 года - для тех, кто до 1 февраля 2017 года не обязан их применять.
- Ужесточена и административная ответственность. Так, штраф за расчеты без онлайн-кассы - не менее 30 000 руб., за повторное нарушение - остановка деятельности магазина до 90 суток.

Переход на новый порядок работы
Столь масштабные изменения требуют времени. Для этого Федеральным законом №290-ФЗ организован плавный и поэтапный переход к новому порядку применения ККТ:

- с 15.07.2016 г. предусмотрена возможность добровольного перехода на новый порядок;
- с 01.02.2017 г. регистрация ККТ будет осуществляться только по новому порядку;
- с 01.07.2017 г. старый порядок прекратит свое действие.

При этом у предприятий сферы услуг, владельцев торговых автоматов, а также лиц, применяющих ПСН и спецрежим в виде уплаты ЕНВД (имеющих право не применять ККТ), в распоряжении имеется еще целый год для перехода на новый порядок работы: для них он станет обязательным с 01.07.2018 г.

Как разъясняет ФНС, применять доработанную для онлайн-передачи данных ККТ можно и после 01.07.2017 г. Для этого ряд моделей потребуется модернизировать, установив новое программное обеспечение и фискальный накопитель. Иными словами, если кассы доработаны, организации не требуется покупать новые (Информация ФНС России "О переходе на онлайн-кассы").

Обратите внимание!
Сохраняется прежний порядок применения ККТ на территориях РФ, на которых не может быть обеспечена передача информации о расчетах в адрес налоговых органов в электронном виде по причине отсутствия связи. При отсутствии сетей связи пользователю ККТ предоставляется возможность не передавать, а фиксировать только в фискальном накопителе ККТ информацию о расчетах.

Освобождены от применения ККТ до 1 июля 2018 года следующие категории налогоплательщиков:

- те, кто оказывает услуги населению (но выписывает бланки строгой отчетности);
- кто платит ЕНВД, применяет патентную систему налогообложения (обязаны выдать товарный чек по требованию покупателя);
- кто находится в удаленных населенных пунктах;
- кто продает газеты и журналы в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов;
- кто продает ценные бумаги;
- кто продает лотерейные билеты;
- кто продает проездные билеты и талоны для проезда в городском общественном транспорте;
- кто обеспечивает питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы во время учебных занятий;
- кто торгует на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа;
- кто занимается разносной мелкорозничной торговлей продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом);
- кто торгует в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
- кто торгует из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;
- кто принимает от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома.

Также продавать без ККТ по-прежнему могут некоторые аптечные пункты.

Новые полномочия налоговиков
Пункт 2 ст. 7 Федерального закона №54-ФЗ наделяет налоговый орган следующими полномочиями в части организации контроля за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ:

- наблюдение за применением ККТ;
- ведение мониторинга расчетов с применением ККТ и полноты учета выруч­ки, проведение анализа полученных данных;
- проведение проверок применения ККТ, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, а также проверки осуществления деятельности ОФД, в том числе по месту нахождения налоговых органов, на основе информации, имеющейся в инспекции (удаленные проверки);
- проведение проверок оформления и (или) выдачи (направления) пользователем кассовых чеков, БСО и иных документов, подтверждающих факт расчета между организацией или ИП и покупателем (клиентом), в том числе путем приобретения товаров (работ, услуг), оплаты этих товаров (работ, услуг), совершения платежей (получения выплат) с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа, - контрольные закупки;
- получение посредством запросов необходимых пояснений, справок, сведений и документов, в том числе через кабинет ККТ (датой получения запроса налогового органа считается день раз­мещения такого запроса в кабинете ККТ либо шестой день со дня отправки заказного письма в случае направления налоговым органом запроса по почте заказным письмом);
- получение (в том числе с использованием технических средств) беспрепятственного доступа к ККТ проверяемого лица и к фискальным данным, содержащимся в базе данных ОФД;
- проведение проверки правильности учета наличных денежных средств при применении ККТ;
- вынесение предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства РФ о применении ККТ;
- взаимодействие с органами внутренних дел и федеральной службы безопасности при осуществлении названных функций.

Обязанности пользователей ККТ
Пользователи ККТ в силу ст. 5 Федерального закона №54-ФЗ наделены, в свою очередь, рядом обязанностей, в частности:
- предоставлять в инспекцию по запросам информацию и (или) документы, связанные с применением ККТ, при осуществлении налоговиками контроля и надзора за ее применением;
- обеспечивать должностным лицам налоговых органов при осуществлении ими контролирующих функций беспрепятственный доступ к ККТ и фискальному накопителю, в том числе с использованием технических средств, и представлять контролерам документацию на них.
Пунктом 4 данной статьи закреплено, что документооборот между пользователями и налоговиками должен осуществляться через кабинет ККТ.

Кабинет ККТ
Кабинет ККТ представляет собой информационный ресурс сайта ФНС, ведение которого осуществляется ведомством .

Обратите внимание!
Данный ресурс пока не начал свою работу, но в ближайшем будущем сервис будет запущен. Обеспечение доступа к сервису будет осуществляться высшим налоговым ве­домством. В нем налоговики будут размещать большое количество информации и документов в электронной форме, касающихся проведения проверок применения ККТ в отношении пользователей, в частности:
- запросы налоговых органов, направляемые в адрес пользователей ККТ в рамках проведения контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ;
- протоколы об административных правонарушениях и постановления по делам об административных правонарушениях, составленные и вынесенные налоговыми органами в отношении пользователей ККТ, предписания, информация о вступивших в законную силу судебных актах;
- сообщения фискалов, указывающие на совершение лицом действий (бездействия), содержащие признаки состава административного правонарушения;
- запросы, направляемые налоговиками в адрес ОФД.

Доступ пользователей к кабинету ККТ будет осуществляться через "Личный кабинет налогоплательщика - юридического лица" (для организаций) или "Личный кабинет налогоплательщика -индивидуального предпринимателя" (для коммерсантов).

Контрольные закупки теперь разрешены законом
Проведение налоговиками контрольной закупки узаконено, что положило конец многолетним спорам о правомерности ее применения в отношении пользователей ККТ.

Административная ответственность пользователя ККТ
Право налоговиков привлекать к административной ответственности пользователей ККТ по-прежнему закреплено пп. 7 п. 7 Административного регламента №132н. С 15.07.2016 г. скорректирована ст. 14.5 КоАП РФ, устанавливающая штрафы в части применения ККТ.

Обратите внимание!
С 15 июля 2016 года срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники составляет один год со дня совершения правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

Размеры штрафных санкций за нарушение закона о кассах

Неприменение ККТ
1. Должностные лица - от 1/4 до 1/2 размера суммы расчета, осущест­вленного без применения ККТ, но не менее 10 000 руб.
2. Юридические лица от 3/4 до одного размера суммы расчета, но не менее 30 000 руб.

При повторном нарушении
1. Должностные лица - дисквалификация на срок от одного года до двух лет.
2. Юридические лица административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (распространяется и на ИП)

Применение ККТ, не соответствующей требованиям 
1. Должностные лица - предупреждение или штраф в размере от 1 500 до 3 000 руб.
2. Юридические лица - предупреждение или штраф в размере от 5 000 до 10 000 руб.

Непредоставление пользователем информации и документов по запросам налоговых органов или представление их с нарушением установленных сроков 
1. Должностные лица - предупреждение или штраф в размере от 1 500 до 3 000 руб.
2. Юридические лица - предупреждение или штраф в размере от 5 000 до 10 000 руб.

Ненаправление пользователем ККТ покупателю кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме либо непередача их на бумажном носителе покупателю (клиенту) по его требованию 
1. Должностные лица предупреждение или штраф в размере 2 000 руб.
2. Юридические лица предупреждение или штраф в размере 10 000 руб.

Возмещение затрат на покупку новых касс
Тем предпринимателям, которым не нужно сейчас использовать кассовый аппарат, но нужно будет его приобрести в 2018 году и поставить на учет до 1 июля 2018 года, законодатели планируют возмещать стоимость приобретенных касс в пределах 18 000 рублей. Возмещение будет происходить путем уменьшения суммы налога ЕНВД и патента в течение всего 2018 года. На данный момент закон проходит необходимые процедуры.

Тем налогоплательщикам, которые и ранее были обязаны применять кон­трольно-кассовую технику, никаких возмещений и субсидий не будет.

Вопросы и ответы:

- В каком порядке и по каким критериям будут определены перечни местностей, отдаленных от сетей связи?
Перечни местностей, удаленных от сетей связи, утверждаются субъектом РФ в соответствии с критериями, установленными Минкомсвязи РФ. В настоящее время разработан соответствующий проект, который находится на согласовании в Министерстве финансов России. Предлагается в качестве критерия определить численность населения. Так, удаленными от сетей связи местностями предлагается признать населенные пункты с населением менее 10 000 человек.

- Можно ли использовать действующую электронно-цифровую подпись для работы с новым типом ККТ? Например, если ЭЦП получена ранее для участия на электронных торгах, для сдачи налоговой отчетности.
Использовать действующую ЭЦП для работы с новыми ККТ технически возможно, но при соблюдении следующих требований.

Для личного кабинета юрлиц:
- квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи должен быть получен в удостоверяющем центре, аккредитованном в сети доверенных удостоверяющих центров Мин­комсвязи РФ, участником которой является и ФНС РФ в соответствии с требованиями Закона №63-Ф3;
- наличие в КСКПЭП ИНН и ОГРН юрлица;
- для управляющей компании КСКПЭП должен содержать ФИО ее руководителя и реквизиты той организации, управление которой осуществляется (ИНН, ОГРН).

Могут быть использованы КСКПЭП, выданные для представления налоговой и бухгалтерской отчетности по ТКС.

Для личного кабинета ИП:
- квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи должен быть выдан Удостоверяющим центром, аккредитованным Минкомсвязи РФ, который может храниться на любом носителе: жестком диске, USB-ключе, Универсальной электронной карте или смарт-карте.

- Планируется ли расширить список операторов фискальных данных?
Оператором фискальных данных может быть любая организация, находящаяся на территории РФ, получившая разрешение на обработку фискальных данных. Таким образом, список ОФД может быть расширен, если разрешения на обработку фискальных данных соискателей будут соответствовать требованиям. В настоящее время соответствующий список содержит пять подобных организаций, при этом еще ряд организаций планируют в него войти. Данное обстоятельство приводит к конкуренции между операторами и снижению стоимости их услуг. Список размещен на сайте ФНС РФ.

- Как будут осуществляться расчеты при доставке товаров потребителю и оплате наличными курьеру?
ККТ должна применяться при осуще­ствлении любых расчетов (за исключе­нием установленных случаев). Следовательно, ККТ должна быть применена при доставке курьером в момент передачи наличных. При этом есть нюансы в заполнении кассового чека, в зависимости от того, в каком статусе будет выступать курьерская служба: в качестве платежного агента, по договору поручения или по договору комиссии.

- Каков порядок направления чека в электронном виде? Сколько времени это должно занимать?
Покупатель при желании получить электронный чек обязан сообщить об этом продавцу до расчета. Для этого нужно представить свой абонентский номер либо адрес электронной почты. Продавец после оплаты направляет чек или бланк строгой отчетности (БСО) в электронной форме покупателю (при наличии технической возможности). Если покупатель до момента расчета не сообщил продавцу о таком желании, то последний не обязан направлять чек в электронном виде.

Н.Скворцова
Практическая газета для предпринимателя. – 2017. - №1. – с.11-16.