Поиск по сайту

Главная Клуб "Краевед" Доклады Ухта в документальном кино

А. И.  Бирюзов

Ухта в документальном кино 

1. Первые документальные кинофильмы об Ухте. 

Первый документальный кинофильм 35-мм формата, 1-частевой (10 минут) о работе Ухтинской экспедиции ОГПУ 1929 года под названием «Нефть в тайге» был снят в 1936 году студией «Ленкинохроника». Снимал его кинооператор Григорий Донец. 

Это был немой фильм, без звука, с поясняющими субтитрами. Всем известны кинокадры из того фильма – большая группа мужчин, большинство из которых в военной форме, идет по берегу. На плечах мужчин - лямки от троса, которым они тянут лодки с грузами. Это были постановочные кадры, использовался так называемый метод восстановления факта. Никаких лодок там в тот момент не было. Работникам экспедиции, в том числе охранникам, «вохровцам», по просьбе кинооператора было приказано имитировать, как участники экспедиции 1929 года поднимали против течения длинные лодки-шняги с техникой и материалами для бурения разведочных скважин по рекам Ижме и Ухте. 

В 1948 году Василием Петровичем Надеждиным, известным ухтинским фотографом, бывшим заключенным, при Центральном Доме культуры нефтяников была создана самодеятельная киностудия. Каким-то неведомым путем ему удалось достать профессиональную широкопленочную, 35-миллиметровую, кинокамеру отечественного производства «Конвас». Творческий ум Надеждина помог решить и проблему с кинопленкой. Поскольку черно-белая 35-мм фотопленка и 35-мм кинопленка – одно и то же, Василий Петрович просто заказывал больше фотопленки с расчетом и на киносъемку (об этом Василий Петрович сам рассказывал мне). 

Получается, что вторым профессиональным кинооператором-документалистом Ухты был Василий Петрович Надеждин. В 1948-1959 гг. им были сняты, смонтированы на базе любительской киностудии, а озвучены и тиражированына студии «Ленкинохроника»  следующие кинофильмы: «Люди семилетки», «Разведчики недр», «Наше лето». В 1958 г. вышел документальный фильм-очерк «За технический прогресс» об изобретателях и рационализаторах нефтяной промышленности. В 1959 году он получил специальный диплом на 1-м Всесоюзном смотре самодеятельных киностудий. Все эти фильмы были показаны по Центральному телевидению. 

В 1960-1962-м годах Василий Петрович Надеждин работал кинорежиссером на открывшейся в Ухте студии телевидения. И здесь он продолжал снимать документальные кинофильмы, которые доводились до прокатного уровня также на студии «Ленкинохроника»: «По голубым дорогам тайги» (1960), «Разведчики недр», «В глубь тайги», «Край Печорский приполярный», «Песни над Пармой» (1963). В это время Василий Петрович снимал также хроникально-документальные кинорепортажи и на 16-мм кинопленке. 

2. Кинофильмы, снятые Ухтинской студией телевидения совместно с Ленинградской студией  кинохроники 

21 июля 1960 г. в нашем городе начала работу Ухтинская студия телевидения, которая сразу же стала пользоваться огромной популярностью среди жителей Ухты. Старожилы города вспоминают: с 19 часов улицы города пустели, потому что именно в 19 часов выходила в эфир Ухтинская студия телевидения.  Телепередачи шли исключительно в прямом эфире. В 60-х прошлого века никакой видеозаписи, никаких  видеокамер не было. Как работники телестудии, которые выдавали передачи, так и все участники этих передач, как хорошо сказала редактор молодежных программ УСТ Тамара Просужих, «не имели права на дубль». Несмотря на это, серьезных технических сбоев, больших «накладок» не было. Во всяком случае, зрители их не замечали. И все это потому, что на Ухтинской студии телевидения работали влюбленные в свое дело энтузиасты, профессионалы высокого класса, талантливые люди, которыми особенно в то время славилась Ухта. 

Телепередачи, выходившие в прямом эфире, были основным продуктом, главной «пищей» для телевизионного эфира. Дополнительным продуктом почти с самого начала работы Ухтинской телестудии были событийныекиносюжеты. Они снимались на узкую, 16-ммнегативную кинопленку, которая обрабатывалась и монтировалась в киноцехе УСТ на улице Мира. Велся строгий учет киносюжетов, после выхода в эфир они передавались в архив телестудии. Т.е. и в формате 16-мм снималась кинолетопись Ухты, архив которой постоянно пополнялся.   

Одновременно работники УСТ продолжали съемки 35-мм документальных кинофильмов, которые «доводились» до прокатного уровня на Ленинградской студии документальных фильмов (так стала называться студия «Ленкинохроника»).   

Наиболее важные работы среди них: кинофильм «Землепроходцы» (1961 г., 5 частей, сценарий А. К. Ляпкало, режиссер М. Гаврилов, оператор А. Гамбарян) об открытии нефти на Ухте Г. Черепановым, о знаменитых буровых мастерах В. В. Ульнырове, Герое Социалистического Труда, Г. Ф. Андрющенко, мастере по ликвидации аварий при бурении, А. Я. Молий, директоре Ухтинского нефтеперерабатывающнго завода, «Тропою поиска», «Они вернутся с рассветом» (о сейсмиках – геологоразведчиках, сценарий В. Булычева, кинооператоры А. Гамбарян, Я. Колунтаев, Г. Лисецкий), «Разбуженный край» (1967 г. 3-частевой, сценарий В. В. Булычева, режиссер Дроздов, оператор Г. Лисецкий), «Звезда над заводом», «Главный геолог» (1967 г., сценарий В. В. Булычева, оператор Г. Лисецкий). 

3. Создание на УСТ собственного производства 35-мм кинофильмов. 

grinenko 
 А. С. Гриненко за наладкой проявочной машины для кинопленки (фото автора)

С конца 1960-х годов киноцех Ухтинской студии телевидения начал выпускать полностью законченные производством кинофильмы профессионального 35-мм формата. Стоит рассказать, как создавалось в Ухте собственное производство 35-мм кинофильмов, законченных производством (на профессиональном языке - «технологическая линейка»). Речь идет о производстве кинофильмов с оптической фонограммой, полностью готовых к показу в кинотеатрах. Александр Семенович Гриненко, главный технический руководитель и исполнитель идеи создания 35-мм «линейки», позднее рассказывал мне, что кинорежиссеры не раз высказывали на рабочих планерках недовольство, как трудно и неудобно им ездить в Ленинград на поезде с немалым количеством тяжелых металлических банок с исходными киноматериалами. И Александр Семенович,  человек, на котором держалась вся техническая часть киноцеха, хорошо подумав, всё просчитав и взвесив, однажды заявил: создание своей 35-мм «линейки» в киноцехе УСТ реально! Его поддержал Иван Георгиевич Воронин, известный ухтинский композитор,  который в то время был директором киноцеха. 

И они вместе с А. С. Гриненко поехали в Москву искать на разных киностудях необходимые составляющие этой «линейки» (на Мосфильме, Военфильме, Киностудии научно-популярных фильмов). Это была целая эпопея. Особенно много нервов и времени было потрачено на добывание разных разрешений в Госкино, в Министерстве культуры. Очень непростой была и доставка добытой техники поездом из Москвы в Ухту. 

Некоторые столичные механики по киноаппаратуре прямо говорили, что ничего у ухтинцев не получится с их идеей. Особенно иронизировали по поводу восстановления неисправного аппарата оптической записи звука. Мол, если уж московские специалисты не могли его восстановить, вряд ли это получится у ухтинцев – на периферийной студии. Когда ящики с аппаратурой прибыли в Ухту, Александр Семенович со своими помощниками немедленно приступили к монтажу и настройке технических узлов. С аппаратом оптической записи звука действительно пришлось повозиться, некоторые детали даже пришлось выписывать с Ленинградского Оптико-механического завода (ЛОМО). Детали пришли очень быстро. Директор киностудии Ф. М. Трубачев поставил задачу – запустить новую «линейку» в кратчайшие сроки. Выполнение задачи чем-то напоминало комсомольскую стройку. Сами заливали бетонные фундаменты для проявочной машины, фонографов, сами прокладывали разные кабели, одновременно собирая из деталей узлы «линейки». Часто работали по ночам. Никакого технического проекта, конечно, не было. Но был собственный проект умельцев киноцеха! И главным автором технических идей был, конечно, Александр Семенович Гриненко. Непростая техническая задача, вопреки прогнозам столичных скептиков, была решена! И в конце 1960-х годов киноцех Ухтинской студии телевидения начал выпускать законченные производством кинофильмы профессионального, 35-мм формата. Позднее один из лучших кинооператоров Ухты и Республики Коми ухтинец Г. Е. Лисецкий вспоминал: «Это была точно единственная телестудия Северо-Запада России, а, может, и всего Советского Союза, выпускавшая фильмы с оптической фонограммой такого высокого уровня, по качеству не уступающие фильмам крупных киностудий. Кинопроизводство в то время было налажено и на некоторых областных телестудиях, но такое уникальное по тем временам было только в Ухте». 

Первые кинофильмы были выпущены. Но их производство необходимо было узаконить. Технический уровень работ должна была оценить специальная комиссия. Союзный комитет по телевидению и радиовещанию в качестве арбитров-экспертов направил в Ухту специалистов из Москвы и Пермской студии телевидения, где уже работала подобная «линейка». И вот назначен день приемки. Волновались все: от проявщиц кинопленки до операторов и режиссеров. Но, поскольку главный вердикт комиссия должна была вынести по основным техническим параметрам кинопродукции – по «картинке» и звуку, больше других волновались те, кто отвечал за эти параметры – установщики света, звукорежиссер, звукооператор, механики. Просмотр проходил  в кинотеатре «Юбилейный» - самом большом кинозале города. 

Вот как рассказывал позднее А. С. Гриненко об этом событии: 

-  После просмотра нескольких кинофильмов первыми словами были: «здорово!», «молодцы!». И потом весь тон разбора, рецензирования работ был восторженным. Немало комплиментов получили те, кто сделал «очень точный световой паспорт» для печати конечного позитива  и особенно те, кто отвечал за качество звука. Звучали даже такие реплики, что в Ухте «картинка» и звук лучше, чем в Перми. Конечно, большинство слов восхищения выражали Александру Семеновичу Гриненко – главному автору и исполнителю основных идей в создании этой «линейки» «большого кино» на Ухтинской телестудии, талантливому рационализатору и изобретателю. 

В итоге технический уровень первых фильмов УСТ комиссия оценила так: «картинка» - «хорошо», звук – «хорошо». Крещение состоялось. Официальное разрешение на производство 35-мм фильмов УСТ было получено. Началась энергичная, плодотворная работа журналистов, операторов, режиссеров, других специалистов телестудии и киноцеха над документальными фильмами профессионального формата. Нелегким трудом, с тяжелой, не очень совершенной по современным меркам аппаратурой они выполняли две задачи: давали продукт, «пищу» для телеэфира и создавали уникальную кинолетопись нашего города и района (в который в то время входили нынешние Вуктыльский и Сосногорский районы). 

Всего за период работы Ухтинской студии телевидения за 15 лет ухтинские телевизионщики стали авторами более 50 документальных широкопленочных кинофильмов, включая серию первых фильмов, которые «доводились» на Ленинградской студии документальных фильмов. Это много, если учесть, что  процесс производства фильмов был очень тяжелым и трудоемким делом. (Не зря известный кинорежиссер Станислав Говорухин, автор нескольких документальных фильмов, считает, что работа кинодокументалистов – это самый тяжелый хлеб в кино!) Из 50-ти кинофильмов, выпущенных УСТ, наиболее известными стали: «Главный геолог», «Сегодня в Усть-Цильме горка», «Заря над Тиманом», «Обязаны зоркому глазу Ильича», «Поколения», «Свет над Пармой» и другие. Это был серьезный вклад в создание уникальной кинолетописи не только города и района, но и республики тех лет. Фильмы делали не только для себя, но и для Сыктывкара, Воркуты, а также по заданиями республиканских властей. Съемочные группы УСТ побывали в Воркуте, на БАМе, на Украине. На базе нашей телестудии по заказу Совмина Коми АССР был сделан цикл кинофильмов «Летопись полувека» (о Республике Коми 1917-1967 гг.). 

Приказом по Гостелерадио № 479 от 18 декабря 1975 года, подписанным председателем С. Г. Лапиным, Ухтинская студия телевидения была закрыта. 19 марта 1976 года состоялась последняя передача УСТ. С закрытием студии телевидения, к большому сожалению, прекратил существование и ее киноцех. В городском комитете партии, горисполкоме, отделе культуры стали думать, что делать с киноархивом. В итоге появилось Распоряжение Комитета по телевидению и радиовещанию при Совете Министров Коми АССР, которым предписывалось передать определенное количество копий кинофильмов, больших очерков, расширенных сюжетов следующим организациям: Ухтинскому кинопрокату - копии 32-х фильмов, Ухтинскому кинокоррпункту ГТРК «Коми гор» - копии девяти  35-мм фильмов и большое количество расширенных сюжетов и очерков в формате 16 мм, Воркутинской телестудии – копии пяти 35-мм кинофильмов.  Копии некоторых кинофильмов ушли в музеи Ухты: геологический и Историко-краеведческий, а также в Национальный архив Коми АССР. Самое большое количество прокатных копий 35-мм кинофильмов было переданоСыктывкарской студии телевидения – 45. Стоит отметить, что за годы работы Ухтинской студии телевидения было принято во Всесоюзный обмен и показано по Центральному телевидению 30 кинофильмов УСТ 35-мм формата,135 киносюжетов по программам «Время», «Новости». 

Киносъемка кинолетописи Ухты продолжалась после закрытия, правда, уже в небольших объемах. Продолжал снимать наиболее важные события Ухты Сыктывкарский кинокоррпункт Ленинградской студии документальных фильмов для киножуралов «Наш край» и «Северные зори», который, как помнят многие ухтинцы, показывали в кинотеатрах «Юбилейный» и «Дружба» перед художественными фильмами. Копии журналов оставались в архиве Ленинградской студии телевидения. Первые годы оператором кинокоррпункта работал Александр Бехтерев, позднее - Георгий Лисецкий. Свой вклад в кинолетопись Ухты внесла кинокомпания «Парма-ель», которая снимала в том числе и фильмы про Ухту, уже на цветную кинопленку. 

Сегодня кинолетопись продолжают успешно снимать телевизионщики. Почему кинолетопись?  Потому что телевидение – это тоже кино, только делается оно средствами электронной техники, хотя имеет некоторую специфику, и мы называем документальную продукцию телевидения телелетописью. 

4. Сохранить кинолетопись для истории! 

На кинопленку уже давно не снимают. Кинопленка ушла в историю. И наша задача сейчас - сохранить документальные киноматериалы, эту живую историю, как называют документальное кино, в котором жива энергетика ушедшего непростого времени, живые голоса людей, которых уже нет с нами. Эти фильмы необходимо оцифровывать. Почему? Во-первых, потому, что кинофильмы 35-мм формата уже негде и не на чем показывать (кинотеатры закрыты, кинопроекционная аппаратура в них пришла в негодность), во-вторых, оцифрованные фильмы можно показывать в любой аудитории (от школьного класса до большого зала), в третьих, кинопленка со временем портится (осыпается ферромагнитный слой, блекнет цвет), и мы можем безвозвратно потерять фильмы, которые бесценны. 

Около 5 лет назад по инициативе и при непосредственном участии Общественной организации «Кино-ТВ-Память-Ухта» было оцифровано киноматериалов 35-мм формата об Ухте и ухтинцах на 374 минуты (более 6 часов экранного времени). Сюда вошли не только кинофильмы, сделанные ухтинцами (которые находятся сейчас в Сыктывкаре в Комикиновидеопрокате), но и некоторые киноматериалы, снятые кинокомпанией «Парма-ель», Ленинградской студией документальных фильмов, которые хранятся в Санкт-Петербурге на ЛСДФ. Часть живой кинолетописи об Ухте вернулась «в цифре» Ухту. Сейчас материалы можно показывать с цифрового носителя в любой аудитории (что уже успешно делается). Некоторые из возвращенных фильмов широко известны, это: «Главный геолог», «Землепроходцы», «Заря над Тиманом», «Главный врач», «Обязаны зоркому глазу Ильича», «Ухте 40 лет», «Подъем», «Поколения» и т.д. 

Оцифровку фильмов поддержали в администрации города С. С. Соболев и В. И. Мосеев. Она выделила деньги и решила все организационные вопросы. Оцифрованные кинофильмы можно сейчас найти и в интернете на YоuTube. В данном поисковике надо набрать: «Фильмы об Ухте и ее жителях, Администрация МОГО Ухта, Плей-лист». 

Кроме документальных кинофильмов на 6 часов экранного времени, которые оцифрованы за счет администрации города, пять оцифрованных фильмов хранятся в Историко-краеведческом музее, где также подготовлены к оцифровке еще 4 кинофильма на 1 час 20 минут экранного времени («День большого пути», «Они вернутся с рассветом», «Под северным небом», «Тропою поиска»). Сейчас музей изыскивает средства для этой работы. 

Несколько слов об Обществе «Кино-ТВ-Память-Ухта». Шесть лет назад режиссер телеканала «Культура» Светлана Быченко снимала в Ухте документальный фильм об ухтинском писателе Г. Г. Демидове «Житие интеллигента Демидова». Ей срочно потребовались  документальные кинокадры старой Ухты, а также рабочие моменты в цехах Ухтинского механического завода. Поскольку у меня есть небольшой личный киноархив, Светлана Быченко через Г. Г. Тиктинскую обратилась с этой просьбой ко мне. Но, к сожалению, ни у меня, ни на Ухтинском телевидении, ни по другим адресам такие кинокадры мы тогда  не нашли. Этот случай подтолкнул к созданию нашего Общества «Кино-ТВ-Память-Ухта». Общество официально зарегистрировано в администрации МОГО «Ухта». В соответствии с нашим Уставом главная задача Общества - комплектование своего архива из копий документальных кино-видоматериалов из разных источников. Мы создаем своего рода «страховочную корзину» на случай случайной безвозвратной утери или порчи оригиналов материалов. Также собираем  информацию о таких материалах. На сегодня у нас имеется оцифрованных материалов более, чем на 52 часа экранного времени. Работа по пополнению архива продолжается. 

Общество «Кино-ТВ-Память-Ухта» является одной из ячеек городского Совета ветеранов.  В планах Общества - решение вопроса об оцифровке серии документальных киноматериалов 16-мм формата. Мы также подошли к практическому решению вопроса о создании собственной телепродукции «малого жанра» – видеоклипов о ветеранах художественной самодеятельности города (прежде всего об ухтинских певцах и певицах). Мы смотрим на эту идею с оптимизмом прежде всего потому, что не так давно получили спонсорскую помощь от ООО «Газпром трансгаз Ухта» благодаря генеральному директору А. В. Гайворонскому. 

В заключение обращаюсь ко всем, у кого есть кино-видеоматериалы (в том числе на кинопленках 8-мм, 16-мм формата, на видеокассетах VHS, супер-VHS, цифровые видеоматериалы на пленочных носителях) - как в личных архивах, так и в архивах организаций, где вы работаете): оцифровывайте эти матералы! Как уже было сказано, ферромагнитный слой на пленках со временем  начинает осыпаться, и материалы могут быть безвозвратно потеряны.